УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
_____________В.А. Будкевич
«25» ___июня___2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации в 2014/2015 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Библиотека учреждения образования, реализующего образовательную программу общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования (далее – библиотека), является структурным подразделением учреждения общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования.
Библиотека призвана содействовать процессу обучения и воспитания учащихся, осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивать права его участников (учащихся, их законных представителей, педагогических работников, других работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.
Библиотека взаимодействует с библиотеками иных учреждений общего образования, библиотеками государственных организаций с целью обмена опытом и документами.
Методическим центром для библиотек является научно-педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».
Основными задачами библиотеки являются:
обеспечение доступа к информации участникам образовательного процесса посредством использования информационных ресурсов библиотеки на различных носителях;
обеспечение образовательного процесса и самообразования учащихся, педагогических работников путем библиотечного,
информационного и справочно-библиографического обслуживания;
содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей учащихся через внедрение в работу современных библиотечных методик, активное использование фонда библиотеки и ресурсов удаленного доступа;
оказание информационной поддержки педагогическим работникам учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, а также специального образования на уровне общего среднего образования (далее – учреждения общего среднего образования), в повышении методического и педагогического мастерства;
формирование информационного мировоззрения учащихся и познавательной деятельности посредством организации системной работы в рамках программы «Основы информационной культуры»[1];
оказание консультационной помощи учащимся, педагогическим работникам и иным категориям пользователей в получении информации;
совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
создание медиа-библиотечной среды как сферы медиа-образования со специальными средствами и методами.
В своей деятельности библиотеки учреждений общего среднего образования руководствуются действующими в Республике Беларусь нормативными правовыми актами библиотечного дела, в том числе:
Законом Республики Беларусь от 22 марта 1995 г. «Аб бібліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от10 июля 2012 г. № 426);
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования»;
приказом Министерства культуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300 «Аб зацвярджэнні Iнструкцыі па ўлiку i захаванасцi бiблiятэчных фондаў у Рэспублiцы Беларусь» (в редакции постановления Министерства культуры Республики Беларусь 02.10.2001 № 14).
Структура библиотеки может включать, помимо традиционных для библиотеки подразделений (абонемент, читальный зал, хранилище),и инновационное подразделение – медиатеку.
Наличие медиатеки как составной части библиотеки определяется возможностями учреждений общего среднего образования.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования руководитель учреждения общего среднего образования обеспечивает библиотеку:
– финансированием для комплектования информационными ресурсами на различных носителях;
– необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и действующими стандартами и нормативами;
– современной мультимедийной, копировально-множительной, иной оргтехникой;
– ремонтом и сервисным обслуживанием технического оборудования библиотеки.
Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется на основе годового плана учреждения общего среднего образования. План работы библиотеки является одним из обязательных разделов годового плана учреждения образования.
Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования и утверждается руководителем учреждения образования.
Основными направлениями работы библиотеки являются:
организация работы по формированию, учету, выдаче основного библиотечного фонда (универсального отраслевого по своему составу фонда, соответствующего по содержанию образовательным, воспитательным и информационным функциям), а также фонда учебных изданий на основании Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования в соответствии с учетными формами согласно приложениям 1 – 5[2]);
обеспечение сохранности документов в соответствии с установленными правилами;
организация и ведение справочно-библиографического аппарата;
осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей;
проведение культурно-просветительной работы, направленной на содействие духовного развития пользователей.
организация мероприятий по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению.
2. УЧЕТ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
В соответствии с пунктом 16 Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования учебные издания учитываются и хранятся отдельно от художественной и отраслевой литературы.
Министерство образования рекомендует комплектовать библиотеки учреждений общего среднего образования учебными изданиями (печатными и электронными), которым в установленном порядке присвоен соответствующий гриф и которые используются в образовательном процессе учреждений образования:
учебник(в том числе букварь);
учебное пособие (в том числе рабочая тетрадь);
учебно-методическое пособие;
учебное наглядное пособие;
пособие;
практикум;
хрестоматия.
Учет учебников и учебных пособий, находящихся в учреждениях общего среднего образования, включает прием, регистрацию поступлений, штемпелевание учебных изданий, выдачу учащимся и возврат от них учебных изданий.
Учет учебников, учебных пособий в учреждениях общего среднего образования проводится методом групповой обработки. Общее количество учебников и учебных пособий отражается в книге учета учебных изданий по форме согласно приложению1 к данным методическим рекомендациям.
На основе книги учета учебников и учебных пособий учреждений общего среднего образования осуществляется контроль за сохранностью учебных изданий, проверка или передача его от одного сотрудника к другому.
На каждое учебное издание заводится отдельная учетная карточка по форме согласно приложению 2 к данным методическим рекомендациям.
На учебники и учебные пособия того же наименования с одинаковыми выходными данными, поступающими в учреждения общего среднего образования дополнительно, новая учетная карточка не оформляется, запись делается в предыдущей (ранее открытой) учетной карточке.
Учетная карточка учебного издания регистрируется в журнале регистрации учетных карточек учебных изданий учреждений общего среднего образования по форме согласно приложению 3 к данным методическим рекомендациям.
Для организации учета учебных изданий используется штемпель библиотеки учреждения общего среднего образования, содержащий название учреждения образования, который ставится на титульной странице каждого учебного издания.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь(далее – Национальный институт образования) распределяет учебные издания между управлениями образования облисполкомов (комитетом по образованию Минского горисполкома). Управления образования облисполкомов распределяют учебные издания между отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделами образования, спорта и туризмаадминистрацийрайонов в городах областного подчинения в соответствии с определенными ими заказами с учетом фактических нужд; комитет по образованию Минского горисполкома – между управлениями образования, спорта и туризма администраций районов в городе Минске.Отделы (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов распределяют учебные издания между учреждениямиобщего среднего образования района,учреждениямиобщего среднего образования района в городах областного подчинения; управления образования, спорта и туризма администраций районов в городе Минске –между учреждениями общего среднего образования, которые находятся на территории района города независимо от их ведомственной подчиненности.
Национальный институт образования имеет право перераспределять учебные издания между управлениями образования, спорта и туризма облисполкомов (комитетом по образованию Минского горисполкома), которые в свою очередь могут перераспределять учебные издания между отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделами образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения (управлениями образования, спорта и туризма администраций районов в городе Минске).
Отделы (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделы образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управления образования, спорта и туризма администраций районов в городе Минске имеют право перераспределять учебные издания между учреждениями общего среднего образования, которые расположены на территории района (города), района в городе между учреждениями, находящимися в их подчиненности.
Отделам (управлениям) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделам образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управлениям образования, спорта и туризма администраций районов в городе Минске рекомендуется создавать на базе отдельных учреждений общего среднего образования обменные фонды учебных изданий.
При изменении учредителем в учреждениях общего среднего образования языка обучения и воспитания (с белорусского на русский или наоборот) управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома перераспределяют учебные издания, находящиеся в учреждениях общего среднего образования, в рамках своего региона.
При создании или ликвидации учреждений общего среднего, специального образования или специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания управления образования облисполкомов и комитет по образованию Минского горисполкома, отделы (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, управления образования, спорта и туризма администраций районов в городах перераспределяют учебные издания, находящиеся в учреждениях общего среднего, специального образования, в пределах своего региона.
4. ВЫДАЧА И ВОЗВРАТ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Выдача учебных изданий учащимся учреждений общего среднего образования осуществляется работником библиотеки с участием педагогических работников.
За полученные учебные издания педагогический работник расписывается в журнале выдачи учебных изданий с указанием количества учебных изданий по каждому учебному предмету по форме согласно приложению 4 к данным методическим рекомендациям.
Персональный учет выдачи учебных изданий учащимся и возврата ими учебных изданий осуществляется по форме согласно приложению5 к данным методическим рекомендациям.
Выдача учебных изданий лицам с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования, осуществляется из фондов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации педагогическим работником, который назначается приказом руководителя учреждения образования.
Учебные издания, полученные учащимися, подлежат возврату в библиотеку учреждения общего среднего образования по окончании учебного года, по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, при переходе учащихся из одного учреждения образования в другое.
Учащимся учреждений общего среднего образования, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания по формуляру читателя.
5. СПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Списание учебных изданий в учреждениях общего среднего образования осуществляется по согласованию с отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, отделом (управлением) образования, спорта и туризма администрации района в городе, на территории которого находится учреждение общего среднего образования, на основании акта на списание в следующих случаях:
окончания сроков использования учебных изданий, которые определены пунктом 14 Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования;
передачи учебных изданий в иное учреждение образования;
ветхости учебных изданий до завершения сроков использования, которые определены пунктом 14 Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования;
утери учебных изданий;
дефектности (издательский брак).
В акте указывается только одна из перечисленных причин.
Учебное пособие ”Беларусь – наша Радзiма. Падарунак Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь А.P. Лукашэнкi першакласнiку“ списывается после передачи его в пользование учащимся учреждений общего среднего образования.
Учебные пособия (прописи, рабочие тетради) остаются у обучающихся и списываются в учреждениях общего среднего образования после окончания учебного года, в котором они использовались. Списание осуществляется в соответствии с количеством учащихся соответствующего класса с учетом прибывших (выбывших) учащихся.
Списание электронных учебных изданий (на материальном носителе) в учреждениях образования осуществляется по согласованию с отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, отделом (управлением) образования, спорта и туризма администрации района в городе, на территории которого находится учреждение общего среднего образования, на основании акта на списание в следующих случаях:
повреждения материального носителя;
утери электронного учебного издания на материальном носителе.
Акт на списание учебного издания составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем учреждения образования.
В акте на списание указывается автор, название, год выпуска учебного издания, стоимость (цена) по учетным документам, количество экземпляров списанных учебных изданий и их общая стоимость. Один экземпляр акта остается в учреждении образования, второй сдается в бухгалтерию отдела (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, отдела образования, спорта и туризма администрации района в городе областного подчинения, управления образования, спорта и туризма администрации района в городе Минске.
Количество экземпляров учебных изданий, списанных по акту, фиксируется в книге учета учебных изданий учреждений образования и учетных карточках.
Учащийся, потерявший учебное издание, должен заменить его соответствующим или равнозначным видом учебного издания.
Сведения о количестве учебных изданий, принятых взамен утерянных или испорченных, регистрируются в книге учета учебных изданий учреждений образования.
Учебные издания, у которых закончился срок использования, могут передаваться в учебные кабинеты учреждений образования для организации образовательного процесса на факультативных занятиях, при проведении поддерживающих и стимулирующих занятий, для ремонта других учебных изданий и иных целей, при этом дополнительные финансовые документы на использование данных учебных изданий не составляются.
Списанные учебные издания сдаются в соответствующие организации по заготовке вторичного сырья.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
За организацию работы по обеспечению учебными изданиями учреждений общего среднего образования, их своевременное пополнение и обновление, создание условий для их сохранности и учета, точность заказа в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования несет ответственность руководитель учреждения образования.
Педагогические работники учреждения общего среднего образования (в том числе классные руководители) участвуют в выдаче учащимся учебных изданий, организуют их возврат в библиотеку при переходе из одного учреждения образования в другое, после окончания учебного года и осуществляют работу по воспитанию бережного отношения к учебным изданиям.
Учебные издания поступают в учреждения общего среднего образования в соответствии с разнарядками, подготовленными отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделами образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управлениями образования, спорта и туризма администраций районов в городе Минске, управлениями образования облисполкомов и комитетом по образованию Минского горисполкома на основе плана завоза, составленного Национальным институтом образования.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С целью формирования у учащихся уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь рекомендуем в библиотеках учреждений общего среднего образования организовать тематические выставки, выставки-презентации «Государственная символика Республики Беларусь», «День государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь» и др., а также приобрести книги «Герб. Сцяг. Гимн» для детей младшего школьного и старшего школьного возраста (План мероприятий, направленных на формирование у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь, утвержденный Министром образования Республики Беларусь 07.06.2013).
В 2014/2015 учебном году при планировании работы библиотеки следует учитывать мероприятия, предусмотренные Системой мер, направленных на развитие и поддержку чтения в Республике Беларусь на 2013-2015 годы, утвержденной Министром культуры Республики Беларусь 28.12.2012.
Рекомендуем запланировать проведение областных и районных семинаров библиотекарей учреждений образования по следующим темам:
деятельность библиотеки в воспитании медиаграмотности учащихся;
библиотека учреждений общего среднего образования в условиях модернизации образования: направления деятельности;
формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде.
На районных методических объединениях библиотекарей учреждений общего среднего образования рекомендуем обсудить следующие вопросы:
интерактивные методики и мультимедийные проекты в организации работы с читателем;
информационно-рекламная деятельность библиотек как основа в организации работы по приобщению к чтению.
Также обращаем внимание на то, что в 2012 году в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2011 г. № 05/206-334в стране проводился эксперимент по объединению сельских публичных и школьных библиотек (далее – эксперимент).
В ходе проведения эксперимента с учетом ситуации в конкретном населенном пункте созданы интегрированные библиотеки в отдельных населенных пунктах на базе библиотек учреждений общего среднего образования либо публичных библиотек. Проанализирован экономический эффект, проработаны вопросы комплектования библиотечных фондов, материально-технического и кадрового обеспечения, нормативной правовой базы. Библиотечным работникам интегрированных библиотек следует организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по интеграции (объединению) сельских публичных библиотек и библиотек учреждений общего среднего образования и организации их деятельности, утвержденные 14 сентября 2012 г. Министерством культуры Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям по организации в 2014/2015 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
Форма
КНИГА УЧЕТА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Часть I. Поступление учебных изданий
Дата за-писи
|
№
п/п
|
Откуда
поступили
|
№, дата сопрово-
дительного документа
(товарно-транспортной накладной)
|
Всего экзем-пляров
|
На какую
общую сумму поступило
|
Распис-
ка бухгал-терии о постанов-ке на учет
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть II. Выбытие учебных изданий
№
п/п
|
Дата за-писи
|
№ акта на списание
|
Всего экзем-пляров
|
Сумма списания
|
Расписка бухгалтерии о приеме акта на списание
|
|
|
|
|
|
|
Часть III. Итог учета учебных изданий
Изменение количества учебных изданий
|
Всего
экземпляров
|
Общая
сумма средств
|
Числится на 1 января 20___ г.
Поступило за 20____ г.
Выбыло за 20____ г.
Числится на 1 января 20___ г.
|
|
|
Приложение 2
к Методическим рекомендациям по организации в 2014/2015 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
Форма
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА
Регистрационный номер __________
_____________________________________________________________
автор, название
______________________________________________________________
год издания, издательство, класс (группа), стоимость
_____________________________________________________________
Год, № в книге
учета
учебных изданий
|
Поступило
учебных изданий
|
Выбыло учебных изданий
|
Числится
учебных изданий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Методическим рекомендациям по организации в 2014/2015 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
Форма
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ УЧЕТНЫХ КАРТОЧЕК УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
№ учетной карточки
|
Автор, название учебного издания, класс
|
№ акта выбытия учетной карточки
|
|
|
|
Приложение 4
к Методическим рекомендациям по организации в 2014/2015 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
Форма
ЖУРНАЛ ВЫДАЧИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Класс___________
Классный руководитель ______________________________________________
__________________________________________________________________
№ п/п
|
Автор, название
учебного издания
|
Количество
полученных экземпляров
|
Подпись педагогического работника, получившего учебные издания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
к Методическим рекомендациям по организации в 2014/2015 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
Форма
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УЧЕТ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Класс ___________
Класный руководитель______________________________________________
__________________________________________________________________
Фамилия, имя (инициалы)
учащегося
|
Полученные учебные издания
(названия)
|
Отметка о получении
|
Отметка о возврате
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1]Программа опубликована в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь», № 13, 2008 г., а также размещена на сайтах Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь(www.adu.by), научно-педагогической библиотеки учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (www.npb.unibel.by).
[2]Обращаем внимание на то, что изданы: Журнал использования электронных средств обучения (ЭСО) в образовательном процессе, Журнал учета имеющихся в образовательном учреждении электронных средств обучения (ЭСО). Названные журналы необходимо иметь в каждой библиотеке учреждения общего среднего образования.
раскрыть » / « свернуть