Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Электронный портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца (может быть в виде презентации).
Цель создания портфолио учителя
У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио учителя.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Структура портфолио учителя
1. Общие сведения об учителе
ФИО.
Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом.
Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!
Разместите рядом с ФИО вашу фотографию.
Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой.
Образование.
В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то все нужно перечислить.
Трудовой и педагогический стаж работы.
Этот раздел отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя.
Повышение квалификации.
В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).
Награды, грамоты, благодарственные письма.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Награды, грамоты и благодарственные письма необходимо размещать в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.
Копии документов.
Отсканируйте или сфотографируйте дипломы, свидетельства. Разметите на странице или сохраните копии документов в отдельной папке, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов.
2. Результаты педагогической деятельности
В этом разделе должны быть собраны:
· материалы, демонстрирующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетенций по преподаваемому предмету;
· сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах;
· результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
· сведения о наличии медалистов;
· сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.
3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
· обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
· обоснование выбора используемых образовательных технологий;
· обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
· использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
· работа в образовательном совете, сотрудничество с вузами и другими учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах участие в методических и предметных неделях;
· организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
· проведение научных исследований;
· разработка авторских программ;
· написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел должен содержать документы:
· список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
· список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
· сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видезаписи проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
· программы работы кружков и факультативов другие документы.
5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
· список презентаций, ЭСО, разработанных педагогом;
· другие документы по желанию учителя.
Желаем творческих успехов!