Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Городка им. А.П. Соболевского»

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ  ИНТЕГРИРОВАННЫХ КЛАССОВ

 

Материалы из опыта работы

Авторы-составители:  учителя-дефектологи: Осипова Людмила Владимировна, Эгамбердиева Маргарита Анатольевна

Корректор: Вавилова Ирина Валерьевна, заместитель директора

Наличие публикации данных материалов: нет

Адрес: 2011573, Витебская область, ул. Невельское шоссе, 16,

Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Городка».

Методические материалы предназначены для широкого круга педагогов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей интегрированных классов.

Изложены материалы из опыта работы  ГУО «Средняя школа № 2 г. Городка» по направлению профессионального самоопределения и профессионального становления учащихся интегрированных классов:

 - создания психологического комфорта, доброжелательного и доверительных взаимоотношений;

 - подготовка к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, выбору профессии и специальности;

 - оказание выпускникам своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи;

 - организация консультативно-разъяснительной работы с родителями;

 - помощь в социальной адаптации к самостоятельной жизни.

               Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Апшерони А.

 

ВВЕДЕНИЕ

Профориентационной работе отведено важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущей социализацией в общество и успешностью интеграции выпускников школы в данном обществе.

Современное специальное образование гарантирует каждому выпускнику  получение образования и возможность приобретения профессии, исходя из индивидуальных  способностей. Перед педагогами школы стоит сложнейшая задача: формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к  труду и сознательному выбору доступной профессии. Выпускникам вспомогательных школ трудно конкурировать на рынке труда на равных условиях с остальными выпускниками школ в силу особенностей развития, поэтому государство обеспечивает социальную поддержку учащихся вспомогательных школ, открывая группы в ССУЗах, создавая классы углубленной социальной и профессиональной подготовки во вспомогательных школах.

Проблема  в выборе профессии у школьников с интеллектуальной недостаточностью  возникает в силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников вспомогательных школ, интегрированных классов  идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ССУЗов. Однако,  тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся вспомогательной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Цель работы: изучение особенностей профессиональных предпочтений у учащихся  10-го интегрированного класса.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

-  теоретически проанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;

-  изучить специфику профессиональных предпочтений у учащихся с  интеллектуальной недостаточностью;

-  уточнить  уровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащейся 10-го интегрированного класса;

-  наметить основные пути, способствующие взаимодействию, согласованности в работе всех участников учебно-воспитательного процесса по проблеме развития у учащихся способностей к профессиональному и личностному самоопределению.

В исследовании были применены следующие основные методы:

-  анализ психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме профориентации.

-  подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (беседа, опрос, анкетирование).

 

ГЛАВА І  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.1.         Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально - профессиональной структуры.  

Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.

Решение задач профессиональной ориентации учащихсяс особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.

Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.

Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.

Круг специализаций и квалификаций профессионально-технического образования  для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.

Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностьюопределяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности.  Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии,  как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в   классах интегрированного обучения и воспитания.

В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего
среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.

1.2. Особенности склонностей и профессиональной направленности учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Содержание профессионального обучения   учащихся с интеллектуальной недостаточностью должно соответствовать их склонностям и возможностям.  

Как известно, для   школьников с ОПФР характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У   школьников с ОПФР встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

У   школьников с ОПФР профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение   подростков  с особенностями психофизического развития затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся с ОПФР должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Правильному определению профессиональных возможностей учащихся вспомогательной школы способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации, которые   учащиеся 10-х интегрированных классов получают  в    медицинском учреждении.

Выпускники вспомогательной школы, интегрированных классов,  как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии учащимися с особенностями психофизического развития становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профориентационной работы.

ГЛАВА ІІ  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 Г. ГОРОДКА»

2.1. Организация и содержание профориентационной работы с учащимися интегрированных классов  ГУО «Средняя школа №2 г.Городка»

Способность к труду присуща всем людям, она развивается на базе биологических предпосылок – задатков способностей в течение всей жизни в процессе индивидуального развития, воспитания, обучения, под влиянием специальных видов деятельности. Чем раньше выявлены у ребёнка с особенностями психофизического развития и нарушениями здоровья задатки способностей и определены эффективные средства, их развивающие, тем успешнее будет формироваться его профессиональная  пригодность. Определение потенциальных возможностей учащихся с ОПФР, подбор адекватных для обучения профессий – процесс сложный, многоступенчатый, он должен проходить в несколько этапов, захватывая не только период окончания  школы, но и более ранние периоды.

В нашей школе учащиеся с ОПФР обучаются в 2-м, 3-м, 4-м, 8-м, 10-м интегрированных классах, т.е. на различных ступенях образования. Соответственно и содержание работы по профориентации  на различных возрастных этапах различное.

Работа учителей начальных классов направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; постепенное расширение представлений о мире профессионального труда

 Работа классных руководителей по профориентации на II ступени образования решает задачи формирования у учащихся устойчивости мотива приносить пользу обществу своим трудом, а  также осознанного отношения к  тому, что потребность в труде – источник всех духовных и материальных благ общества и человека; приобретения первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной  деятельности.

Работа же в старших классах направлена на формирование качеств личности, конкретизацию нравственно-психологической и практической готовности к труду; коррекцию профессиональных планов, оценку готовности к избранной деятельности; формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение

Для повышения эффективности профориентационной работы в школе   используются различные направления. (Приложение 1)

Профинформация

Знакомство учащихся с различными профессиями, профессионально важными качествами человека, путями получения профессии, потребностями общества в кадрах.

Профвоспитание

Летняя трудовая практика; участие в субботниках, трудовых акциях; участие в выставках работ учащихся

Профконсультация

Оказание практической помощи в выборе профессии на основе изучения личности. Профконсультация носит индивидуальный характер.

Профдиагностика и профотбор

Изучение  биологической (природных свойств), психологической (мотивация, интересы), социальной (образ жизни, ценностные  ориентации) готовности учащихся к труду.

            Профадаптация

Успешное приспособление обучающихся в школе по профилю трудового обучения к условиям их профессионального труда на производстве и условиям производства

 В своей работе по профориентации с учащимися с ОПФР педагоги школы используют активные и информационные формы работы. Из  активных форм работы в школе используются: трудовое обучение; практическая работа на уроках труда и на производстве (оказание помощи хозяйству, субботники), посещение кружков, участие в конкурсах. Среди  информационных широко используются беседы о профессиях, встречи с представителями различных профессий, представителями учебных заведений республики, родительские собрания, экскурсии на предприятия, профориентационные уроки и классные часы. (Приложение 2)

Наиболее важной   частью работы в свете допрофильной подготовки учащихся с особенностями психофизического развития является трудовое воспитание. Этому способствуют как уроки труда, так и организация вторичной занятости школьников. Ученики старших классов с удовольствием посещают эти занятия и активно применяют на практике полученные знания. Уроки трудового обучения способствуют формированию у детей интереса к миру профессий, уважительного отношения к труду и его результатам, становлению и укреплению у учащихся  положительных качеств личности (аккуратности, бережливости, дисциплинированности, коллективизма и др.).

Кроме уроков трудового обучения учащиеся интегрированных классов знания по профориентации получают и на уроках социально-бытовой ориентировки, целью которых является подготовка учащихся к самостоятельной жизни путём формирования того необходимого запаса знаний и практических умений, которые позволяют им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.  В программу IХ-Х классов включён раздел «Трудоустройство», в рамках которого учащиеся знакомятся с теми учебными заведениями, в которых они могут получить определённую профессиию, с правилами приёма в данные заведения. На уроках по СБО учащиеся интегрированных классов знакомятся с тем, как правильно заполнять документы, необходимые для устройства на работу,

Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности учащихся с ОПФР.

Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося с особенностями развития    системна, то есть в ней   участвуют и администрация школы, и педагоги, и социальный педагог, и учитель-дефектолог, и, обязательно, сами учащиеся.

В систему профориентационной деятельности учащихся с ОПФР   входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Эта работа в школе осуществляется через направления:

- информирование родителей;

- консультирование родителей;

- просвещение родителей.

Информирование родителей включает в себя: общешкольные и классные родительские собрания, тематика которых зависит от возрастной особенности учащихся. Консультирование родителей проходит по следующим  вопросам: правила приёма в учебные заведения; знакомство с перечнем учебных заведений, в которых могут получить профессию учащиеся с ОПФР;  участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности. Активное участие принимают родители учащихся интегрированных классов и   в профессиональном информировании школьников – рассказывают  о своих профессиях.

Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.

Работа по профориентации осуществляется при соблюдении следующих принципов:

1. Систематичность и преемственность

 2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости  от возраста, уровня сформированности психических процессов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, воспитательных возможностей семьи.

3. Оптимальные сочетания массовых, индивидуальных и групповых форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4. Взаимосвязь школы, семьи, ЦКРОиР, профессиональных учебных заведений, территориальный центр социального обслуживания населения, общественных молодежных организаций. (Приложение 3)

5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с требованиями рынка труда)   

 

2.2.  Исследование профессиональных предпочтений учащихся 10 класса ГУО «Средняя школа №2 г.Городка»

В интегрированных классе школы проводилось небольшое исследование, задачей которого было изучение специфики профессиональных предпочтений у учащейся интегрированного класса.

Для проведения исследования были использованы: анкета «Хочу. Могу», опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии, проведены индивидуальные беседы.

При анализе результатов, полученных с помощью индивидуальных бесед и методик выяснилось, что наибольшую выраженность имеют интересы, направленные, в основном, на прикладные виды труда, к которым относятся профессии, доступные учащимся с особенностями развития.  

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что профессиональные интересы школьников с интеллектуальной недостаточностью односторонние, недостаточно развит круг профессий, избираемый учащимися, ограничивается теми профессиями, с которыми их знакомят на уроках, рассказывали родители, наиболее доступные им. Многие учащиеся не строят определенных планов на будущее, в отличие от нормально развивающихся сверстников, которые положительно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучению способствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере, уровень притязаний детей с интеллектуальной недостаточностью. (Приложение 4) 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших проблем в подготовке   детей с особенностями психофизического развития к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.  

В становлении и развитии подростков большую роль играет микросреда. Формирование личности подростков происходит непосредственно через общение его с окружающими людьми. Ведущее место в этом формировании должна занимать школа.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование особенностей профессиональных предпочтений подростков с ОПФР состояния   сделать следующие выводы.

На  всех этапах формирования профессионального самоопределения лица с ОПФР сталкиваются со значительными трудностями. Успешное преодоление этих трудностей требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания учащихся с особенностями в развитии, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства. В связи с этим, на мой взгляд,  необходимо решить следующие основные задачи:

-Привлечение родителей к работе по профориентации;

-Расширение числа видов труда в учебно-производственных мастерских;

-Улучшение профессионально-трудовой (теоретическая часть) подготовки учащихся, осуществляемой в школе;

-Улучшение оборудования учебных мастерских;

-Приближение трудового обучения к конкретным условиям производства;

-Систематизация  различных факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определении основных направлений улучшения профориентационной работы учащимися с ОПФР;

-Разработка  анкеты "Хочу. Могу.", которая может быть использована   педагогами в профориентационных целях - для изучения и соотношения уровня притязаний и профессиональной самооценки.

В заключение хотелось бы сказать, что приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии. (Приложение 3)

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильева Л. П.Профессиональное консультирование школьников с нарушениями психофизического развития и состояния здоровья на этапе выбора профессии//Спецыяльная адукацыя, 2010 - № 3, с. 9-15
  2. Максименко С.Д., Бондарь В.И., Бех И.Д. Психология формирования трудовых умений школьников. – К., 1980.
  3. Мирский С.Л. Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1980.
  4. Шуплецова Т. С. Формирование профессиональной пригодности и критерии выбора профессии для учащихся спецшкол с дефектами физического развития / Т. С. Шуплецова [и др.]. – Минск, 1993. – 67 с.

 

Приложение 1

КЛАССНЫЙ ЧАС

«УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»                                                                                                   

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии.

Задачи: Пробудить у подростков интереса к знакомству с различными видами деятельности, создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме, выставка книг по теме «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Форма мероприятия: игровая.

План мероприятия:1. Вступительное слово учителя.

                                    2. Подготовка к конкурсу  команд.

                                    3. Разминка.

                                    4. Профсловарь.

                                    5. Конкурс пословиц.

                                    6. Кто что делает.

                                    7. Конкурс капитанов.

                                    8. Домашнее задание.

                                   10. Музыкальный конкурс.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вводное слово кл. руководителя.

Вы ещё пока в 7 классе, но выбор профессии-не за горами. Поэтому и начнём с вами постепенно знакомиться с миром профессий, многие из вас уже задумывались над этой проблемой. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но и эта цифра не полная. Жизнь изменяется, меняются и профессии, какие-то старые исчезают, а новые появляются. Как же разобраться в море профессий, как выбрать именно ту, которая будет вашей  желанной профессией. чтобы вы получали от работы своей удовлетворение? Над этим мы и будем работать с вами вплоть до выпускного класса.

Первые шаги в этом направлении мы сделаем сегодня. Узнать о той или иной профессии можно как? (книги, профессии родителей, фильмы, Интернет, беседы…). Наша школьная библиотека тоже может помочь в этом направлении, в ней имеются книги по профориентации.

Подготовка к конкурсу команд.

Сегодня мы познакомимся с различными профессиями. Для этого мы разделились на 2 команды, т.к. знакомство будет проходить в игровой форме. Итак, команда __________ и команда _______.

Представьтесь, пожалуйста. Для проведения игры мне нужен помощник (1 человек), который будет подсчитывать баллы.

Разминка.

И теперь ваше первое задание.  

Есть классификация профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта,  с которым взаимодействует человек в процессе труда. Итак, внимание! Я сейчас назову эти 5 типов, а вы внимательно прослушайте информацию, чтобы потом правильно определить, какие профессии относятся к тому или иному типу. Готовы? 1) Профессии типа «человек-природа» - где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы (например, лесник).

2) «Человек-техника» - где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия (например, радиомеханик). 3) «Человек-человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы (педагогика). 4) «Человек-знаковая система» - объекты  условные знаки, шифры, коды, таблицы (программисты). 5) «Человек – художественный образ» - объект - художественные образы, их роли (ювелир).

Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

(В данном тексте профессии уже распределены по группам, называю профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия.)

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, портной, кружевница,  гончар, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2 «Человек – природа»: инженер – геолог, метеоролог, техник – топограф,  лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод

3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник, слесарь – сантехник, каменщик,  техник – строитель, столяр, машинист локомотива,  водитель трамвая, моторист, бортинженер, пилот.

4. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра.

5. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ,  техник – математик, штурман гражданской авиации, а картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик,   стенографистка, машинистка, телефонист.

Из перечня выбираю 12 профессий.

«Профсловарь»

Кл. руководитель. Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать, а вы их увидите на экране.

Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)

Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)

Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)

Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)

Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

«Конкурс пословиц»

Кл. руководитель.  О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 

(Военнослужащий)

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

Куй железо, пока горячо.

Не огонь железо калит, а мех.

( Кузнец)

 

Что в котел положишь, то и вынешь.

Недосол на столе, пересол – на спине.

Не котел варит, а стряпуха.

Кашу маслом не испортишь.                                       

                           ( Повар)

Не игла шьет, а руки.

Как скроишь, так и тачать станешь.

Как шьется, так и носиться.

Где шьют, там и порют.                        

                          ( Портной)

Обратная дорога всегда короче.

Умный товарищ – половина дороги.       

                    ( Шофер)

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

Зерно в косу – торопись жать полосу.

Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

Жать – не дремать.                                        

                    ( Хлебороб)

«Кто что делает?»

Кл. руководитель.        Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.

1. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)

2. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)

3. «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением.

Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх  (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)

4. Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)

5. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Кл. руководитель.

Но кроме, казалось бы, обычных, знакомых нам профессий, есть и необычные. К примеру…

«Конкурс капитанов»

– А сейчас у нас конкурс капитанов. Вызываются капитаны команд.    Этот конкурс будет связан с профессиями ваших родственников. Вам будет необходимо отгадать профессии родителей ваших одноклассников. (Участники команд дают описание профессий их родителей. Капитаны по очереди отгадывают).

Конкурс Музыкальный 

В процессе подготовки каждая команда готовила попурри песен о профессиях. Пожалуйста, вам слово.

«Музыкальный конкурс»

 Итак, профессий много, а какую вы выберите, будет зависеть во многом от вас. Профессии имеют как свои плюсы, так и минусы. А ещё профессии пахнут.

Только безделье не пахнет никак!

В выборе профессий помогают и астрологи. Перед вами гороскоп профессий.

Великие учёные и философы высказывали своё мнение о труде Согласны ли вы с ними?

– Вот и подошел к концу наш классный час. А что думаете вы о выборе профессии?

(Впечатлениями делятся дети).

– И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? Много ещё вопросов станет перед вами, прежде чем вы определитесь со своей профессией.В конце игры  подсчитываем заработанные командами баллы и награждаем победителей призами.

 

КЛАССНЫЙ ЧАС «ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ»

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Цели:

Определить формулу профессии.

Задачи:

расширить представление детей о различных профессиях;

формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения - час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).

Оформление:

- крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов «Формула профессии = ?»;

- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий);

Вырезанные круги из цветной бумаги со словами «хочу», «могу», «надо».

План классного часа

  1. Проведение теста  «Профпригодность».
  2. Итоги теста.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

V. Мини-лекция «Формула профессии».

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».

VII. Выступление гостей.

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Классный руководитель. Здравствуйте гости, ребята, коллеги!Наш классный  час по профориентации  называется «Формула профессии». Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?». В преддверии него в классе прошла анкета «Кем я хочу стать». Вот ее результаты.

 Результаты  опроса

            «Кем я хочу стать»

экономистом-25%         юристом-20%

программистом-16%     менеджером-11%

шофером-10                  дизайнером-7%

психологом-6%             учителем-3%

модельером-1%             военным-1

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

Классный руководитель. Проведем тест«Профпригодность»

1.Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

 

2. Из трех подарков ты предпочёл(чла) бы:

а) удочку(набор для вышивания);

б) коньки и лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

 

4. Если бы ты оказался(лась) в одиночестве на острове или  в лесу, то:

а) почувствовал(а) бы полную свободу;

б) занялся(ась) бы поиском выхода или каким-нибудь делом; 

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

 

II Итоги теста.

Классный руководитель.

Подсчитайте количество баллов.

«а)» - 1 балл, «б)» -2 балла, «в)» -3 балла

 

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.

Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

 

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время.

Выбор профессии здесь практически не ограничен!

 

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве  или мастерской.

Классный руководитель.

Сядьте в три группы, в зависимости от набранных баллов .

Классный руководитель.  Найдите лишнее. Почему вы так решили?

труд, работа, отдых, дело, занятие

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться».               (Эзоп)

«Будем трудиться, потому  что труд это отец удовольствия».         (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается  только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого».                                      (Жюль Верн)

Классный руководитель.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Классный руководитель.

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Проведем игровую разминку

Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить  профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.

Время выполнения – 3 минуты.

О

К

Р

П

 

Окулист

Контролер

Разведчик

Проводник

Орнитолог

Киноартист

Рыбак

Плотник

Ортопед

Крановщик

Редактор

Пилот

Обходчик железнодорожных путей

Кочегар

Радиоведущий

Пожарный

Оператор машинного доения

Киномеханик

Рентгенолог

Полицейский

Оператор связи

Космонавт

Радист

Полярник

Оператор ЭВМ

Кабельщик

Репортер

Пограничник

 

Кровельщик

 

Печник

 

Каменщик

 

Пиротехник

 

Кутюрье

 

Повар

 

Кондитер

 

Пекарь

 

Кондуктор

 

Портной

 

 

 

Парашютист

Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».

В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить человеку,  какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы.  (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка.  (плотнику)

5.Лампочка, розетка, индикатор.   (электрику)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон) 

7. Градусник, шприц (врач) 

8. Расческа, ножницы (парикмахер) 

9. Парик, костюм (актер) 

Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).

Капитаны команд приглашаются для жеребьевки на сцену.

Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.

 

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

 

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.

Коммуникабельность

 

Образованность

Ответственность                     

Самообладание

 

Любовь к детям

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Умение оперировать

цифрами, информацией…                                                                                                

Дисциплина

 

Гуманность    

Хорошая координация движений;

 

Точность

Ответственность

 

Образованность 

Твердость руки, устойчивость кистей рук 

 

Собранность

Концентрированность внимания быстрота реакции.

 

Терпение 

 

Хороший глазомер

Информированность

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

 

Самосовершенствование

Самосовершенствование

Коммуникабельность

 

 

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?».

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

 

V. Мини-лекция «Формула профессии».

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: А х B=S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

 

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.

«Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

 

VII. А теперь слово – гостям, учащимся ПУ-6 нашего города.

 

VIII. Заключительное слово.

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

 

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

Выступление обучающихся:

 

1 ученик: Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,

                 Нетрудно, а всё-таки надо уметь.

                 За что ни возьмись, нужно мастером стать

                 И дело любое уметь выполнять!

2 ученик: Сломалась игрушка – умей починить,

                  А новую сам научись смастерить,

                  Недаром ребятам смекалка дана,

                  Во всём и везде помогает она.

 

3 ученик: Умей, если нужно, заштопать чулок,

                  Без помощи свой приготовить урок,

                  Будь первым в ученье, будь первым в труде,

      У нас белоручек не любят нигде.

 

4 ученик:   Надо много  лет учиться,

                   Не лениться, а трудиться.

                   Год за годом промелькнут,

                   И от школьного порога

                   В жизнь откроется дорога.

 

5 ученик:    Машинисты и ткачи,

                   Трактористы и врачи,

                  Лесорубы и шахтёры,

                  Повара и кузнецы,

                  Водолазы и певцы –

                  Все профессии важны,

                  Все профессии нужны.

 

Я ВЫБИРАЮ БУДУЩЕЕ

Цели:

  • создание условий для формирования чувства ответственности через осознание “я делаю свою жизнь сам”;
  • формирование чувства самодостаточности и стремления к самосовершенствованию;
  • формирование  творческого самовыражения учащихся;
  • развитие умения публичного выступления.

Объявление темы и постановка целей

Учитель: Название темы нашего класса состоит из трёх слов.Тему вы узнаете не сразу. Каждое слово будет отражать не только содержание, но и цель нашего мероприятия. Итак, начнём: первое слово в теме «Я».

Кто будет сегодня главным действующим лицом? (Каждый из

вас). Обратимся к вашему «Я».

а) Упражнение от педагога-психолога

Педагог-психолог: Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.

Вывод: Как приятно находиться в одной компании с такими умными, скромными,   …….взрослыми людьми. Не забывайте о своих достоинствах никогда, ведь они известны не только вам, они прекрасно видны окружающим.

 (Учащиеся остаются на своих местах)

Учитель: Следующее слово в названии темы «ВЫБИРАЮ». Приведите примеры ситуаций, когда приходится делать выбор. Пусть эти ситуации отражают разные стороны нашей жизни.

б) Распределение учащихся по группам

Учитель: Сейчас вам предстоит тоже сделать выбор: выберите любую, понравившуюся вам, картинку (треугольник, квадрат, зигзаг, круг). Теперь приглашаем вас занять место в своей группе:  те, кто выбрал квадраты приглашаются в группу «Трудяги», выбравшие зигзаги образуют группу «Творцы», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу, становятся «Ораторами».

(Учащиеся занимают свои места в соответствии с выбранной фигурой)

Вывод:

Педагог-психолог: Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках. Каждый из вас не случайно взял ту или иную картинку. Итак, круг – символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе; квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации; треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру; зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Склонны видеть мир постоянно меняющимся. Постоянно устремлены в будущее.

Учитель: В нашей теме осталось ещё одно слово. Какие у вас предположения по поводу последнего слова?

                  Это слово «будущее».          А что такое будущее? (Возможные ответы учащихся: «То, что следует за настоящим; то, что будет…»)

Представим, что будущее – поезд, но он без пассажиров. Пассажирами станут существительные, которые и определяют, на ваш взгляд, будущее любого человека, например, будущее – это карьера и т.д. Запишите эти существительные на ваших вагонах.

(На это задание отводится 2-3 минуты)

Вывод:

Учитель: Представители каждой группы зачитывают свой набор существительных, определяющих будущее, и присоединяют вагон к голове поезда.

Будущее каждого человека складывается из множества составляющих. Определить, какие из них более главные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на трёх составляющих, без которых невозможно представить будущее любого человека: здоровье, семья, профессия (вывешивается на доске).

Моё будущее – здоровье

Учитель: Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это, конечно, здоровье. В словаре даётся такое определение здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

а) Рифмоплёты

Учитель: О здоровье сегодня поговорим с помощью четверостиший, которые вы составите на заданные рифмы:

не купить – следить – начать – не терять;

решать – выбирать – дышать – отдыхать

Вывод:

Учитель: Поделитесь своими рецептами здоровья (каждая группа представляет своё четверостишие).

Моё будущее – семья

Учитель: Все группы  определили, что будущее – это и семья.

а) Портрет семьи

Учитель: Попробуем представить, вашу будущую семью. Перед каждой группой будет стоять своя задача: представить портрет главы семьи (мужа), жены, ребёнка, традиции вашей семьи. Выберите те характеристики и определения, которые необходимы для представления портрета семьи (в группах заполнить макеты). Если каких-то характеристик и определений не хватает, запишите их на пустых листочках.

Вывод:

Учитель: А теперь в каждой группе следует сделать выбор: определите, кто будет представлять вашу часть семьи. (Группы представляют, как выглядит будущая семья).

Физкультминутка

Педагог-психолог предлагает выбрать каждому учащемуся одну характеристику, которая есть у него или он бы хотел, чтобы она у него была, из выбранных в предыдущем задании (учащиеся по очереди называют по одной характеристики).

Моё будущее – профессия

Учитель: Конечно, будущее невозможно представить без какой-либо профессиональной деятельности.

а) Пантомима «Угадай профессию»

Учитель: Сейчас у вас появится возможность стать актёрами пантомимы. Каждая группа изобразит заданную профессию, используя только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой специальности, диджей). Задача – догадаться, о какой профессии рассказывает пантомима.

Вывод:

Учитель: Как догадались, что пантомима рассказывает о той или иной профессии? (Возможные ответы учащихся: «Есть подсказки в жестах»)

Слово педагога-психолога о проведённых диагностиках по профориентации

Педагог-психолог:  Месяц профориентации «Дорог много, выбирай свою» подходит к концу, и мы можем подвести некоторые итоги. За это время мы многое узнали о профессиях, занимались самопознанием и самоизучением. Вот, что показывают нам результаты диагностики:

  • уровень интеллектуальных способностей высокий  у   63 % учащихся
  • уровень художественно-эстетической потребности высокий  у   88 % учащихся
  • согласно «Карте интересов» большинство учащихся интересуются такими направлениями, как искусство, биология, филология и журналистика, спорт,         электрорадиотехника
  • результаты ДДО: профессии типа ч-п, ч-ч, ч-хо лидируют

Заключение

а) Мифы о выборе профессии

Учитель: По поводу выбора профессии существуют разные заблуждения. Предлагаем вам обсудить в группах некоторые утверждения  о выборе профессии: 

Профессию следует выбирать, уже став взрослым.

Профессия выбирается раз и навсегда.

Выбор профессии зависит от толщины кошелька.

Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

Вывод:

Учитель: Выскажите своё согласие или несогласие.

б) Притча о мудреце и бабочке

Педагог-психолог: Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него,  жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках...

Вывод:

Педагог-психолог: Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.

На память о нашей теплой встрече позвольте подарить вам эти открытки-памятки  (каждому учащемуся раздаются рекомендации по выбору профессии).

 

Приложение 2

Диагностический инструментарий

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

 

Содержание методики:  в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Над вопросами не следует долго задумываться.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

 

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

 

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

 

или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

 

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины , одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

 

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

 

или

15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

 

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

 

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.)

 

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16б

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемый склонен к тому типу профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

 

НАЗВАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ ПО СТОЛБЦАМ:

 

  1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  2. «человек – техника» - все технические профессии;
  3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  4. «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

«человек – художественный образ» - все творческие специальности

Выявление готовности выпускника к самостоятельной жизни.

Инструкция :

Тебе необходимо выбрать тот ответ, который по-твоему мнению является правильным.

Права и обязанности по содержанию жилой площади:

Оплату за жилую площадь производить обязательно

Оплату можно производить в  любое время

Оплачивать жилую площадь не обязательно

Оплату необходимо производить до 26 числа ежемесячно

       2.Твой бюджет из чего он будет складываться:

Пенсия за умерших родителей

Алименты с родителей, стипендии

Заработная плата

Материальная помощь

Социальная помощь

       3. По каким параметрам ты выберешь профессию?

По материальным соображениям

Престиж

Комфортные условия труда

Устойчивый доход

Надежность

       4.Выходной, праздничный день, как ты представляешь его проведение:

Дома, с друзьями

 За городом

В гостях у друзей

У родственников

В школе-интернате

       5.Как ты будешь действовать в экстремальных ситуациях:

Обратишься в милицию

Позовешь на помощь соседей

Будешь действовать самостоятельно

Сообщить в ЖКХ

Пригласишь друзей

      6.Твоя семья, как ты себе ее представляешь?

Брак зарегистрирую

Гражданский брак

Предпочитаю одиночество

Буду жить у друзей

Брак по расчету

 

Анкета старшеклассника-выпускника.

Инструкция: поставь в ответах слова «да», « нет» или свой ответ напиши.

  1. Знаешь ли ты свои права, как выпускника? ______________________

2. Понимаешь ли ты смысл выражения   « Твой социальный статус»?__

3. Готов ли ты самостоятельно проживать по месту прописки?_______

4. Есть ли у тебя взрослый, который готов показать помощь в сложной ситуации?________________________________________________________

5. Знаешь ли  основные государственные учреждения сферы обслуживания  ( поликлиника, милиция, банк и т.д)

 

Анкета старшеклассника.

( по изучению социального развития).

Уважаемый старшеклассник! Внимательно прочитай каждый вопрос и запиши свой ответ. Поставь цифру 1 над тем занятием,

которое ты больше всего любишь, цифру 2 – над тем, которое стоит на втором месте. Спасибо за участие в анкетировании.

Какое из перечисленных занятий твое самое любимое:

Смотреть телевизор

  Играть в игры 

 Ходить в гости  

Помогать по дому

Заниматься спортом

Читать книги        

Помогать по дому   

 общаться с другом

Есть ли у тебя друзья? Почему ты с ними дружишь?_______________

Нравиться ли тебе, когда приходят гости? Хочется ли тебе с ними поговорить? О чем ты с ними разговариваешь?__________________________

Был ли ты в Минске? Представь себе, что ты оказался в незнакомом месте, как ты будешь добираться домой?­­­­_____________________________

Представь, ты пошел в магазин за хлебом. Магазин закрыт. Что ты будешь делать?

Сможешь ли ты приготовить себе завтрак, обед, ужин?______________

Какое твое любимое блюдо? Что нужно для его приготовления? Сколько времени займет его приготовление?___________________________________

Для чего нужна работа? Работать нужно обязательно?_______________

Нравится ли тебе профессия, по которой ты обучаешься?____________

Хочешь ли ты приобрести другую профессию? Знаешь ли ты, каким путем этого достичь?_________________________________________________

Какие проблемы беспокоят тебя при вступлении во взрослую жизнь?___

Как ты проведешь первый год, после окончания школы?______________

Через какое время ты достигнешь того уровня жизни, о котором ты мечтаешь?__________________________________________________________

Если у тебя возникнут проблемы, к кому ты обратишься за помощью?__

Сколько денег ты хотел бы зарабатывать? На что ты их будешь тратить?

Что ты будешь делать., если деньги у тебя закончатся?_______________

Как ты будешь проводить свободное время?________________________

Какими качествами ты бы хотел , чтобы обладала твоя жена?_________

Оценка качества трудовой подготовки и самостоятельной жизнедеятельности учащихся.

 

Анкета для родителей

Удовлетворены ли вы трудовой  подготовкой учащихся?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Считаете ли вы удовлетворительными условия для трудовой подготовки учащихся?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Нравятся ли вашему ребенку уроки трудового обучения?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Считаете ли важным трудовую подготовку вашего ребенка

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Как вы прогнозируете будущее вашего ребенка после окончания школы?

Будет продолжать учебу

Будет работать

 Затрудняюсь ответить

Есть ли у вас жалобы на трудовую подготовку вашего ребенка?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Готовится ли ваш ребенок к самостоятельной жизнедеятельности?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Введется ли в школе работа по подготовке учащихся к самостоятельной жизнедеятельности?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Имеет ли ваш ребенок необходимую подготовку к жизни в обществе?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Каковы ваши предложения по улучшению:

Трудовой подготовки учащихся

Подготовки к независимой жизни

На сколько хорошо ваш ребенок приспособлен к быту?

Хорошо

Плохо

С чем вы связываете трудности в быту вашего ребенка?

Плохо информирован

Не приучен

Не имеет необходимых знаний

Не считает важным

Что еще

Имеется ли потребность в организации специальных занятий по формированию у школьника необходимых знаний?

Да

Нет

Частично

Готовите ли вы своего ребенка к самостоятельной жизни?

Да

Нет

Эпизодически

Каков уровень трудового воспитания учащихся?

Хороший

Посредственный

Плохой

Оцените участие семьи в трудовом воспитании своего ребенка?

Работа ведется систематически

Работа не ведется

Эпизодически

Сможет ли ваш ребенок найти работу на общем рынке труда после окончания школы?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Оптимальны ли профили трудового обучения юношей в старших классах?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Оптимальны ли профили трудового обучения девочек в старших классах?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

 

Методика «Направленность на приобретение знаний»

 

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика мотивационной сферы

Инструкция:

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника:

 
1) Получив плохую отметку, ты, придя, домой а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил, б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, так как знаешь, что все равно не спросят.

2) После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку, б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой, а) да, б) нет.
4) Что для тебя учеба: а) познание нового, б) обременительное занятие.
5) Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да, б) нет.
6) Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да, б) нет.
7) Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да, б) нет.
8) Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да, б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да, б) нет.
1О) Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да, б) нет.                                   
11) Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть: а) учиться, б) болеть.
12) Что для тебя важнее: а) отметки, б) знания.

 

Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы (а) на вопросы 1-6, 8-11 и ответы (б) на вопросы 7 и 12.

Выводы
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

 

Разделы сайта