МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
2022−2023 гг.
Минск 2022
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели и задачи конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь», его история
Государственная политика в сфере образования базируется на ведущих принципах, одним из которых является повышение качества образования для каждого. Обеспечение качества образования во многом зависит от профессиональной компетентности педагога, его желания и стремления профессионально и личностно развиваться, быть конкурентоспособным. Руководство страны и общество предъявляют высокие требования к личности педагога как ключевой фигуре инновационных изменений в системе образования.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма педагогических работников. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, выявления и распространения инновационного опыта, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования.
Конкурсы педагогического мастерства способствуют профессиональному самоопределению и самосовершенствованию, позволяют прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В конкурсах педагогического мастерства педагог приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, на построение им собственной успешной траектории профессионального развития, на достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.
Конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» (далее – конкурс) представляет собой комплекс мероприятий по выявлению инициативных, энергичных, целеустремленных педагогов, лидеров образования и распространению опыта их профессиональной деятельности. Конкурс направлен на развитие творческого потенциала педагогических работников, мотивацию их активной деятельности по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства педагогических работников, поддержку инновационных технологий в области педагогики, утверждение приоритета образования в обществе.
Конкурс имеет свою историю и традиции. Он проводится в Беларуси с 1991 года (вначале в качестве республиканского этапа Всесоюзного конкурса). Победителем конкурса «Учитель года СССР» в 1991 году стал учитель физики СШ № 49 г. Минска В. А. Гербутов.
С 1995 года конкурсы педагогического мастерства становятся республиканскими. Каждый из них – знаковое мероприятие для системы образования, страны в целом.
Со времени проведения первого конкурса «Учитель года Республики Беларусь» выработана, апробирована и оптимизирована единая модель республиканского этапа конкурса, которая реализуется на всех уровнях. Выделены ведущие конкурсные мероприятия: урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по предварительно подготовленным педагогом материалам и урок/занятие-экспромт, представление и защита опыта педагогической деятельности, психолого-педагогическое тестирование.
Разработана система критериального оценивания конкурсных мероприятий. Накоплен значительный организационный опыт как проведения разных этапов самого конкурса, так и подготовки команд и отдельных участников к успешному конкурсному выступлению.
Справочно
Победители конкурса:
1991 – учитель химии СШ № 10 г. Барановичи Владимир Михайлович Дедков;
1992 – учитель английского языка СШ № 7 г. Барановичи Юрий Всеволодович Маслов;
1995 – учитель физики СШ № 1 г. Дрогичина Владимир Матвеевич Зданович;
1997 – учитель истории СШ № 2 г. Ошмяны Валентина Васильевна Гинчук;
2001 – учитель географии Ланской СШ Малоритского района Брестской области Вадим Павлович Шпетный;
2004 – учитель информатики Могилевского областного лицея Игорь Викторович Якименко;
2006 – учитель биологии гимназии № 4 г. Сморгони Ирина Ромуальдовна Клевец;
2009 – учитель биологии, директор СШ № 2 г. Ганцевичи Юрий Николаевич Андрейчик;
2011 – учитель иностранного языка гимназии г. Дятлово Инесса Владимировна Зубрилина;
2014 – учитель истории и обществоведения СШ № 11 г. Молодечно Виктор Эдуардович Жук;
2017 – учитель белорусского языка и литературы Боровухской СШ № 15 г. Новополоцка Светлана Леонидовна Румянцева;
2020 – учитель географии средней школы № 19 г. Гомеля»Вадим Олегович Лосев.
В настоящее время конкурс выступает не как эпизодическое мероприятие, а является частью системной методической работы в масштабах республики, которую обеспечивает Академия последипломного образования, областные институты развития образования, районные (городские) учебно-методические кабинеты. Конкурсанты принимают непосредственное участие в курсовых и межкурсовых мероприятиях в учреждениях дополнительного образования взрослых. Видеозаписи конкурсных мероприятий широко используются в образовательном процессе учреждений высшего образования педагогической направленности, при проведении занятий во время повышения квалификации педагогических работников.
В 2007 году организаторами и участниками конкурсов разных лет создан клуб «Хрустальный журавль», который входит в общественное объединение «Белорусское педагогическое общество». Клуб работает под эгидой государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» и проводит большую работу по развитию инициативы творчески работающих педагогов, повышению престижа учительской профессии, формированию и распространению эффективного педагогического опыта.
1.2. Организация и проведение конкурсапрофессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» в 2022−2023 годах.
В 2022−2023 гг. республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» проводится на основании Положения об организации и проведении республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.04.2018 № 243 (далее − Постановление) и приказа Министра образования Республики Беларусь от 15.07.2022 № 472 (далее – Приказ).
В 2022−2023 гг., согласно Постановлению, конкурс проводится в четыре этапа:
первый – в учреждениях образования – не позднее ноября 2022 года;
второй – районный (городской) – не позднее января 2023 года;
третий – областной (Минский городской) – не позднее марта 2023 года;
четвертый – заключительный – не позднее профессионального праздничного дня – Дня учителя 2023 года.
Конкурс на всех этапах проводится по номинациям:
1 – физика, астрономия, математика, информатика;
2 – иностранный язык;
3 – русский язык и литература, белорусский язык и литература;
4 – начальные классы;
5 – музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка;
6 – история, обществоведение, география,
7 – химия, биология;
8 – воспитатель дошкольного образования.
В каждой номинации определяется победитель конкурса, а на третьем и четвертом этапах – победители и лауреаты.
Участниками конкурса являются педагогические работники, реализующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательные программы среднего специального образования на основе общего базового образования (далее – педагогические работники), учреждений образования независимо от их подчиненности и формы собственности.
Согласно Постановлению, некоторые номинации включают педагогических работников по одному учебному предмету (направлению деятельности): иностранный язык; начальные классы; воспитатель дошкольного образования (далее – «однородные» номинации). Другие номинации включают представителей разных учебных предметов: физика, астрономия, математика, информатика; русский язык и литература, белорусский язык и литература; музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка; история, обществоведение, география; химия, биология (далее – «комплексные» номинации).
Для оценки конкурсных мероприятий на всех этапах конкурса определяется жюри, в состав которого входят как представители органов управления образованием, научные сотрудники, методисты, так и педагоги-практики.
Рекомендуется в состав жюри «однородных» номинаций включать до пяти представителей от предметной области, которые оценивают все конкурсные мероприятия.
В «комплексных» номинациях при проведении второго и третьего этапов конкурса для оценки конкурсных мероприятиях предметной направленности (урок (занятие), мастер-класс и др.) создается предметное жюри. Предметный состав жюри номинации включает не менее трех человек по каждому учебному предмету, реально представленному на конкурсе.
Для оценки иных конкурсных мероприятий (мини-урок на сцене, публичное представление опыта педагогической работы и др.) создается надпредметное жюри, которое может состоять как из всех членов предметных жюри данной номинации, так и из председателей предметных жюри. Например, в состав жюри номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» входят по 3 человека каждой предметной области. В состав надпредметного жюри могут входить все 12 человек, а могут всего 4 человека – председатели предметных жюри.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
2.1. Первый этап конкурса
Конкретные сроки проведения конкурса, состав оргкомитета, жюри первого этапа определяются приказом руководителя учреждения образования не позднее чем за один месяц до начала этапа. Оргкомитет утверждает порядок проведения конкурса по номинациям, а в случае отсутствия конкурса (менее двух человек в определенной номинации) определяет кандидатуры для участия во втором этапе конкурса. Учреждения образования, реализующие образовательные программы дошкольного, начального, базового, среднего и специального образования, могут выдвигать до восьми представителей на районный этап – по одному в каждой номинации. Учреждения дошкольного образования направляют для участия во втором этапе одного победителя конкурса в номинации «Воспитатель дошкольного учреждения».
Справочно
Если в каждой номинации участвует не менее двух кандидатов, в учреждении образования создается надпредметное жюри в количестве 3–5 человек, куда могут входить: директор (заведующий) учреждения образования, заместитель директора (заведующего), педагоги, опыт деятельности которых признан эффективным в данном учреждении образования, районе, области, республике, учителя квалификационной категории «учитель-методист». Для наиболее объективной оценки участников конкурса возможно приглашение в состав жюри педагогических работников из других учреждений образования.
На первом этапе рекомендуется проводить следующие конкурсные мероприятия:
1. Открытый урок (занятие). Основой для проведения конкурсных уроков (занятий) являются учебные программы дошкольного и общего среднего образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
2. Представление опыта педагогической деятельности на заседании педагогического (методического) совета. Тему выступления определяет участник, который раскрывает направления своей работы, осуществляет подробный анализ решаемых педагогических проблем и предъявляет достигнутые обучающимися результаты.
3. Письменное представление системы педагогической деятельности.
Справочно
Победители в номинациях определяются только в случае проведения конкурса.
В учреждениях специального, профессионально-технического и среднего специального образования первый этап конкурса может проводиться лишь по указанным в Постановлении номинациям.
Проведение конкурса профессионального мастерства педагогов в учреждении образования должно стать ключевым методическим мероприятием, которое позволит продемонстрировать эффективность и результативность методической работы с педагогами. Основная задача первого этапа конкурса – создание атмосферы педагогического творчества и сотрудничества, широкое вовлечение педагогов в методические конкурсные мероприятия, предоставление возможности для ознакомления педагогов с эффективным опытом работы своих коллег. Качество проведения конкурса как методического мероприятия – сфера ответственности заместителя директора (заместителя заведующего), курирующего методическую работу в учреждении образования.
Организация, содержание, атмосфера первого этапа конкурса во многом предопределяют отношение педагогов и руководителей к проведению последующих этапов профессионального конкурса.
Во всех учреждениях образования в октябре-ноябре 2022 года проводятся профессиональные конкурсы педагогов. Целесообразно запланировать проведение на это время серии методических мероприятий, направленных на выявление и распространение педагогического опыта учителей, воспитателей учреждения образования. Проведение первого этапа конкурса в указанные сроки позволяет использовать методические материалы как предыдущего учебного года (разработки уроков, факультативных занятий, классных часов, результаты смотров кабинетов, выступления на методических объединениях, общешкольных мероприятиях и др.), так и созданные в текущем учебном году.
Справочно
План проведения конкурса и его содержание доводятся до всех педагогов учреждения образования. На осенние каникулы необходимо запланировать проведение методических советов, объединений, секций, на которых изучаются результаты работы педагогов (самообразования, аттестации, участия в инновационных проектах, публикации и др.) по совершенствованию профессионального уровня, представленные в различных формах (творческие отчеты; представление опыта работы; тезисы выступлений на семинарах, конференциях в районе, области, республике; публикации и т. п.). Во второй декаде ноября рекомендуется провести серию открытых уроков (занятий) педагогов в своих классах (группах) по текущим темам. В третьей декаде ноября могут проходить открытые мероприятия: классные часы, факультативные занятия, внеклассная работа. Приветствуется посещение данных мероприятий членами педагогического коллектива.
Для поощрения и поддержки профессионального творчества педагогов в учреждении образования можно отмечать педагогов и в дополнительных номинациях, например: «Призвание – педагог», «Самый классный классный» и т. п. При наличии в учреждении образования факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической или иной направленности участие в конкурсе специалистов данных дисциплин приветствуется и поощряется на уровне учреждения.
Ход конкурса и его итоги отражаются на сайте учреждения образования, в печатных изданиях учреждения образования, учитываются при подведении итогов работы. Победители конкурса в номинациях, участники районного этапа конкурса от данного учреждения, объявляются на собрании педагогического коллектива (педсовете) или на торжественном собрании коллектива учреждения образования. На подведение итогов конкурса приглашаются представители районного оргкомитета.
2.2. Второй этап конкурса
На районном этапе конкурса выявляется победитель по каждой номинации.
Конкретные сроки проведения второго этапа конкурса определяются приказом начальника отдела (управления) по образованию (образования), спорта и туризма рай(гор)исполкома. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса, утверждает состав жюри каждой номинации.
На втором (районном) этапе рекомендуется модель конкурса, включающая очные и заочные мероприятия (туры).
В мероприятиях заочного тура принимают участие все конкурсанты, заявленные учреждениями образования.
Заочный турвключает следующие конкурсные мероприятия:
- Письменное представление проекта урока (занятия) на предложенную жюри тему или по выбору участника. Оценку проводит предметное жюри.
2. Самопрезентация конкурсанта в электронной форме, где должны быть отражены направления и результаты его педагогической деятельности. Целесообразно установить ограничения для самопрезентации (например, не более 25 слайдов). Данное конкурсное мероприятие также оценивается предметным жюри.
Конкретное количество участников конкурса от каждой номинации, прошедших на очный тур, определяется оргкомитетом второго (районного) этапа в зависимости от количества педагогов, принимающих участие в конкурсе.
Справочно
Рекомендуется следующее количество участников очного тура по номинациям: в «однородных» номинациях – 4 участника (по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях заочного тура). В «комплексных» номинациях – 4-7 участников (по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях первого (заочного) тура независимо от учебных предметов). Различное количество участников очного тура объясняется разным количеством учебных предметов, включенных в одну номинацию. Например, в номинации, которая включает семь учебных предметов (музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка), предоставляется возможность участия в очном туре преподавателям всех учебных предметов (7 человек).
Очный тур включает:
1. Письменное представление системы собственной педагогической деятельности. Оценивается предметным жюри.
2. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Уроки (занятия) в «однородной» номинации проводятся в один день, уроки в «комплексных» номинациях по разным учебным предметам могут проводиться как одновременно (параллельно), так и в разное время. Оценивается предметным жюри.
3. Публичное выступление на заданную оргкомитетом тему. Данное конкурсное мероприятие в каждой номинации целесообразно проводить раздельно. Оценивается надпредметным жюри.
Справочно
Для определения победитей номинаций суммируются баллы, полученные участниками в заочном и очном турах.
Например, в заочном туре в номинации «История, обществоведение, география» заявлено от двадцати учреждений образования района 18 педагогов, в т. ч. 12 учителей истории, 6 учителей географии. В очный тур по сумме баллов прошли 6 педагогов: 4 учителя истории, 2 учителя географии. Все 6 педагогов заочно представляют систему педагогической деятельности, проводят конкурсные уроки, публичное выступление. При этом уроки и письменное представление системы работы оценивает жюри, состоящее только из специалистов одного предмета. Уроки могут проводиться как одновременно по всем предметам в одном-двух учреждениях образования, так и в разные дни и в разных учреждениях образования. Публичное выступление конкурсанта оценивает надпредметное жюри, включающее специалистов каждого учебного предмета (истории, географии).
Восемь представителей района (победители в номинациях) направляются для участия в областном (Минском городском) этапе.
Справочно
При проведении мероприятий второго (районного) этапа конкурса и подведении его итогов, наряду с педагогическими, психологическими, развивающими, воспитательными аспектами деятельности учителя (воспитателя), большое внимание уделяется: предметно-методической компетенции, участию в методической работе на уровне учреждения образования, района.
Мероприятия второго (районного) этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников должны быть проведены до 31 января 2023 года во всех районах Республики Беларусь. Их проведение целесообразно совместить с неделями педагогического (методического) мастерства, традиционными для многих районов и областей.
Конкурсные уроки (занятия) в рамках второго (районного) этапа конкурса проводятся во второй – третьей декадах января. При проведении конкурсных уроков (занятий) в незнакомых классах (группах) присутствуют только члены предметного жюри и участник конкурса. Администрация, учителя (воспитатели), представители прессы, во избежание субъективных оценочных суждений, на уроки (занятия) не допускаются. Остальные конкурсные мероприятия могут быть как открытыми, так и закрытыми. В состав жюри второго (районного) этапа конкурса в каждой номинации могут приглашаться представители оргкомитета областного этапа – сотрудники областных (Минского городского) институтов развития образования.
2.3. Третий этап конкурса
В области (г. Минске) конкурс проводится в каждой номинации. Конкретные сроки проведения третьего этапа конкурса, состав оргкомитета устанавливаются приказом начальника управления (главного управления) образования облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса, утверждает жюри в каждой номинации. В соответствии с Приказом в состав жюри третьего этапа обязательно включаются сотрудники Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (по согласованию).
Справочно
При организации третьего (областного, Минского городского) этапа конкурса необходимо провести подготовительную работу с его участниками. Формы работы могут быть разными:
обучающие курсы (тематические семинары) для всех участников;
повышение квалификации для участников конкурса по номинациям и др.
Данные мероприятия должны быть направлены на повышение психолого-педагогической и предметно-методической компетентности участников конкурса.
На третьем этапе рекомендуется следующая модель проведения конкурса, которая включает очные и заочные мероприятия (туры).
Конкурс проводится в три тура в каждой номинации.
Первый (заочный) турвключает:
1. Заочную видео- или мультимедийную самопрезентацию педагога: видео – до 10 минут, мультимедиа – до 25 слайдов. Оценивается предметным жюри.
2. Заочный конкурс методических разработок по учебному предмету (план урока (занятия), фрагмент урока (занятия), дидактические материалы к уроку (занятию) и т. д. – по усмотрению предметного жюри). Оценивается предметным жюри.
3. Заочное письменное представление системы педагогической деятельности. Оценивается предметным жюри.
Справочно
Решением жюри на основании первого (заочного) тура конкурсных мероприятий в «однородных» номинациях определяются 4 участника второго (очного) тура по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях. В «комплексных» номинациях решением оргкомитета определяются 4–7 участников по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях, независимо от преподаваемых учебных предметов.
Второй (очный) турвключает в себя:
1. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Тема урока (занятия) определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием педагога, работающего в данном классе (группе). Уроки могут проводиться как одновременно по всем предметам в одном-двух учреждениях образования, так и в разные дни и в разных учреждениях. Оценивается предметным жюри.
2. Мастер-класс для студентов или педагогов. Тему мастер-класса определяет участник конкурса. Оценивается предметным жюри.
Третий (очный) туррекомендуется проводить следующим образом:
По результатам второго (очного) тура в каждой номинации определяется по три участника конкурса, которые допускаются к третьему (очному) туру.
Конкурсными мероприятиями третьего (очного) тура могут быть следующие:
- мини-урок или классный час на сцене;
- публичное представление системы педагогической деятельности и др.
В рамках третьего (областного, Минского городского) этапа конкурса рекомендуется проводить психолого-педагогическое тестирование участников. Тестирование может проводиться как в дистанционной форме, так и в очной. Тесты состоят из двух частей. Часть А включает вопросы по теории и методике преподавания учебного предмета (направления деятельности), часть Б – по педагогике и психологии.
Для подготовки педагогов к тестированию рекомендуется использовать программы квалификационных экзаменов в процессе аттестации на присвоение педагогическим работникам высшей квалификационной категории.
Справочно
Возможны два варианта проведения тестирования:
1-й вариант. Тестирование проводится в дистанционной форме для всех педагогов, заявленных от районов для участия в третьем этапе конкурса. Оргкомитет третьего этапа определяет сроки проведения тестирования. Для участия в тестировании каждый участник обязан зарегистрироваться на указанном сайте. Время непосредственного выполнения тестов – до 2 академических часов. Материалы и техническое обеспечение тестирования осуществляют институты развития образования.
2-й вариант. Тестирование на базе институтов развития образования проходят только те педагоги, которые вышли во второй (очный) тур конкурса. Тестирование может проводиться как в компьютерном виде, так и с использованием бумажных носителей.
Конкурсные мероприятия третьего (очного) тура могут проводиться по каждой номинации отдельно. В «однородных» номинациях данные конкурсные мероприятия оценивает предметное жюри, в «комплексных» номинациях – надпредметное жюри.
Победитель и лауреаты определяются по наибольшей сумме баллов, набранной в первом, втором и третьем турах.
Справочно
Например, для участия в третьем этапе конкурса в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» заявлено 27 представителей, из них – 9 учителей физики и астрономии, 11 учителей математики, 7 учителей информатики. Все они направляют в жюри своей номинации видео- или мультимедийную самопрезентацию, разработку указанного жюри урока (занятия) или его фрагмента, а также письменно представляют систему педагогической деятельности. По результатам первого (заочного) тура для проведения открытых уроков и мастер-классов допущено 6 человек, в т. ч. 2 учителя физики, 3 учителя математики, 1 учитель информатики.
В третьем туре (по наибольшему количеству баллов за первый и второй туры) принимают участие 3 педагога: 1 учитель физики, 2 учителя математики. Им предлагается провести мини-урок и публично представить систему педагогической деятельности и т. д. По сумме баллов, набранных в первом, втором и третьем турах, определяется победитель и два лауреата.
По результатам конкурса определяются победитель и два лауреата. Восемь представителей области (г. Минска) – победители в номинациях – направляются для участия в четвертом (заключительном) этапе конкурса.
Справочно
Областные (Минский городской) этапы конкурса проводятся в феврале–марте 2023 года, захватывая как время третьей четверти (проведение открытых уроков), так и каникулярное время – проведение в институтах развития образования и учреждениях высшего образования мастер-классов, открытых конкурсных мероприятий. Третий этап конкурса должен быть завершен не позднее 31 марта 2023 года.
2.4. Четвертый (заключительный) этап конкурса
В четвертом (заключительном) этапе конкурса принимают участие по 8 представителей от каждой области (г. Минска) – победители в каждой номинации. Общее количество участников – 56 человек.
Конкретные сроки проведения четвертого (заключительного) этапа конкурса, состав оргкомитета определяются приказом Министра образования Республики Беларусь.
Справочно
При подготовке четвертого (заключительного) этапа конкурса будет проведен тематический семинар для организаторов и участников республиканского этапа конкурса «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь».
Четвертый (заключительный) этап конкурса состоит из финала и суперфинала. Они проводятся в соответствии с утвержденной оргкомитетом программой.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Содержание мероприятия
|
Заочный этап финала
|
Представление и оценка опыта (системы) собственной педагогической деятельности участников конкурса
|
Очный этап финала
|
Торжественное открытие конкурса
|
Творческое представление команды и самопредставление конкурсантов
|
Проектирование урока (занятия) (по предложенной жюри теме) и его оценка
|
Проведение уроков (занятий) в незнакомых классах (группах) (по предложенной жюри теме)
|
Проведение мастер-класса
|
Педагогическое и психологическое тестирование
|
Выступление перед общественностью
|
Суперфинал
|
Решение педагогических ситуаций
|
Мини-урок на сцене
|
Публичное выступление «Воспитать человека…»
|
Подведение итогов суперфинала
|
Торжественное закрытие конкурса, награждение победителя, лауреатов и участников заключительного этапа конкурса
|
Оргкомитет третьего (областного, Минского городского) этапа конкурса направляет в оргкомитет четвертого (заключительного) этапа следующие материалы:
заявку;
информационную карту участников, фотографии, информацию об участниках конкурса для буклета (Приложение 1);
согласие на обработку персональных данных участников (Приложение 2);
Для оценки мероприятий финала четвертого (заключительного) этапа конкурса оргкомитетом создаются 8 составов жюри в номинациях. Для оценивания самопредставления областных (г. Минск) команд, мероприятий суперфинала конкурса создается надпредметное жюри, в состав которого входят известные ученые, руководители учреждений образования, журналисты, представители общественных организаций, педагоги и др.
Финал конкурса состоит из заочного и очных этапов.
Заочный этапфинала включает письменное представление опыта (системы) педагогической деятельности. Объем материала: основная часть – до 15 страниц, приложение – до 10 страниц.
Очный этап включает:
1. Самопредставление областных команд (г. Минска), в котором отражены достижения региона и показана роль педагогов в развитии образования.
2. Педагогическое и психологическое тестирование.
3. Проектирование урока (занятия) (по предложенной жюри теме).
4. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри.
5. Мастер-класс для обучающихся учреждений высшего или среднего специального образования. Тему мастер-класса определяет участник конкурса.
6. Публичное выступление перед педагогической общественностью.
По результатам финала в каждой номинации определяются победитель и два лауреата.
Победители в каждой номинации выходят в суперфинал. Во время суперфинала могут проводиться следующие мероприятия: решение педагогических ситуаций, мини-урок (мини-занятие) на сцене, публичное выступление на тему «Воспитать человека …» и др.
Справочно
Среди суперфиналистов (8 человек) определяется победитель конкурса «Учитель года Республики Беларусь», который получает диплом победителя и символ конкурса «Хрустальный журавль».
В соответствии с Постановлением (пункт 30) «победителю конкурса в каждой номинации вручается диплом победителя в номинации, символ конкурса «Хрустальный журавль», лауреатам конкурса в каждой номинации – диплом лауреата в номинации и символ конкурса «Хрустальный журавль». Остальным участникам вручается диплом участника заключительного этапа конкурса».
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОСНОВНЫХ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основными конкурсными мероприятиями всех этапов являются: представление опыта (системы) педагогической деятельности, проектирование урока (занятия), уроки (занятия) и их самоанализ, мастер-класс, публичное выступление перед педагогической общественностью.
Проектирование урока (занятия) на предложенную жюри тему. Проведение урока (занятия) в незнакомом классе по предложенной жюри теме и его самоанализ.
Успешное проведение урока (занятия), достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, которая, в свою очередь, зависит от подготовки учителя (воспитателя) к уроку (занятию). Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении педагогом специальной, педагогической и методической литературы, в ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы, с учебниками и учебными пособиями, в определении места урока (занятия) в системе уроков (занятий) учебного предмета (образовательной области).
Непосредственная подготовка педагога к уроку (занятию) заключается в продумывании и составлении технологической карты (плана, конспекта и др.) урока (занятия), отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. При отборе содержания урока (занятия) необходимо учитывать требования учебной программы, обратить особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность, чтобы не перегружать урок (занятие) и обеспечить оптимальную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся. Не менее важно определить методы и приемы работы самого педагога на уроке (занятии), сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы обучающихся, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, наглядные и информационно-технические средства обучения и др.
Одним из показателей мастерства педагогов является умение проектировать свою будущую деятельность. Во время проведения конкурса «Учитель года» оценке подлежит проект урока (занятия) как показатель проектировочной компетенции педагога. Проект урока (занятия) может быть представлен в различных вариантах: плана, конспекта, методической разработки, сценария, технологической карты. В рамках конкурса участникам будет предложено спроектировать урок (занятие) в виде технологической карты.
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Технологические карты урока (занятия) различаются по количеству и перечню выделяемых разделов в зависимости от степени детализации хода урока (занятия). Такими параметрами могут быть:
тема урока (занятия);
место урока (занятия) в изучаемой теме, разделе;
цели и планируемые результаты обучения;
этапы урока (занятия);
задачи урока (занятия) и каждого его этапа;
содержание учебного материала и последовательность его изучения;
технологии, методы, средства, приемы обучения;
формы организации деятельности обучающихся;
методы контроля и самоконтроля обучающихся и др.
Справочно
Единая тема для проектирования урока (занятия) в «однородных» номинациях и единая тема по каждому учебному предмету в «комплексных» номинациях определяется предметным жюри.
При проектировании и проведении урока (занятия) конкурсантам следует обратить внимание на следующие аспекты:
постановка целей и задач урока (занятия): четкость и диагностичность образовательных целей (задач) урока (занятия); направленность задач на обучение, воспитание и развитие обучающихся; вовлечение обучающихся в постановку образовательной цели (задач) урока (занятия);
реализация учебного содержания: владение учителем (воспитателем) предметным учебным материалом; оптимальность отбора учебного содержания и его структурирование с учетом требований учебной программы, уровня подготовки обучающихся; умение заинтересовать обучающихся содержанием учебного материала; реализация современных дидактических подходов, внутрипредметных и межпредметных связей при освоении учебного материала; демонстрация практической значимости материала; опора содержания на субъектный опыт обучающихся; направленность содержания на развитие личностных качеств обучающихся;
деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии): мотивация, организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся, создание ситуации успеха; создание условий для дифференциации и индивидуализации учебной (познавательной) деятельности; организация взаимодействия участников образовательного процесса; создание благоприятного психологического климата; отбор и использование оптимальных и эффективных методов и средств обучения и воспитания;
деятельность обучающихся: вовлеченность в образовательный процесс, активность и заинтересованность обучающихся; усвоение знаний и освоение способов деятельности; взаимодействие с одноклассниками (между воспитанниками группы) и педагогом;
контрольно-оценочная деятельность: определение объектов контроля и содержания оценки; методы контроля и оценки индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности; самооценка и взаимооценка обучающимися процесса усвоения знаний и результатов учебной (познавательной) деятельности; методы и средства контроля; аргументированность выставления отметок на уроке или их отсутствия; использование данных оценки эффективности урока (занятия) для постановки перспективных целей, определения содержания и объема домашнего задания; вовлечение обучающихся в определение степени достижения поставленной цели.
При проведении урока (занятия) и самоанализа немаловажное значение имеют профессиональные и личностные качества педагога: соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса; стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения); владение классом (группой): эмпатия, умение адаптироваться в незнакомом классе (группе), умение видеть всех и каждого; импровизация и управление педагогическим процессом по ситуации.
При подготовке к проектированию урока (занятия), его проведения рекомендуется следующая литература:
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей. ‒ 2-е изд. / Н. И. Запрудский ‒ Минск : Сэр-Вит, 2004. ‒ 288 с. ‒ (Мастерская учителя).
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–2 : Пособие для учителей. ‒ 2-е изд. / Н. И. Запрудский ‒ Минск : Сэр-Вит, 2010. – 252 с. .
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–3 / Н. И. Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2017. 168 с.
- Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Метод. пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. – Педагогическое общество России, 2015. – 144 с. (серия Образование XXI века).
- Конаржевский, Ю. А. Анализ урока. / Ю. А. Конаржевский. ‒ НОУ Центр «Педагогический поиск», 2013. ‒ 240 с.
- Кохова, И. Ю. Педагогическое проектирование современного урока. / И. Ю. Кохова. ‒ SelfPub, 2021. – 31 с.
Опыт (система) педагогической деятельности, представленный на конкурс профессионального мастерства, описывает сам участник. Объем основной части опыта (текста) не должен превышать 15 страниц печатного текста. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов педагогической деятельности конкурсанта в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.
Конкурсанту необходимо проанализировать свои достижения, методические открытия, собрать наработанный материал, обдумать логику подачи материала при описании опыта. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система обучения, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание оригинальных и известных методов, форм, средств, приемов, технологий обучения, подходов к отбору содержания, обеспечивающих достижение запланированных результатов.
В работе должна быть доказана результативность и эффективность педагогического опыта конкретными примерами (результатами срезов, диагностики, анкетирования, опросов и др.), указаны условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта, и перспективы развития опыта (системы).
В качестве результатов педагогического опыта выступают практические разработки конкурсанта, которые демонстрируют получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии обучающихся: конспекты (сценарии, технологические карты) уроков, примеры заданий, карточек; инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы; описание оправдавших себя на практике методических приемов; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы и др.); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность и результативность опыта. Практические материалы можно размещать в приложении к описанию самого опыта педагогической деятельности. Объем приложений не должен превышать 10 страниц.
При описании опыта педагогической деятельности конкурсантам следует также обратить внимание на согласованность цели, задач и прогнозируемого результата опыта (системы), на методический уровень описания.
При подготовке опыта (системы) педагогической деятельности рекомендуется литература:
1. Федоров, И.В., Опыт педагогической деятельности: выявление, обобщение, описание и распространение : уч.-метод. пособие / И. В. Федоров, О. В. Сурикова. – Минск : Сэр-Вит, 2020.
2. Методические рекомендации по выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://www.academy.edu.by/images/Metod_dejtelnost/Metod_attestat/Metod_rekomend.pdf – Дата доступа: 31.08.2022.
Мастер-класс – форма методического мероприятия, на котором осуществляется процесс передачи педагогом своего опыта, секретов своего мастерства.
Цель проведения мастер-класса – создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Основное преимущество мастер-класса – профессиональное взаимодействие педагогов в интерактивной форме, уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.
Перед участниками конкурса, готовящимися к проведению мастер-класса, стоит практическая задача – поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. В мастер-классе должны быть отражены основные идеи опыта собственной педагогической деятельности, направленные на содержательно-методические аспекты преподавания учебного предмета (образовательной области).
При подготовке мастер-класса следует продумать:
- цель, задачи и алгоритм занятия (структура, этапы);
- содержание мастер-класса в соответствии с заявленной темой;
- оптимальность использования методов и приемов мотивации, поиска и открытия новых знаний, мобилизации творческого потенциала, включения участников в продуктивную деятельность;
- оптимальные приемы, методы, способы, средства организации мастер-класса:
- дифференциацию деятельности участников занятия;
- рефлексивный этап и обратную связь;
- материально-техническое обеспечение.
При проведении мастер-класса важно:
- создать на занятии атмосферу открытости, доброжелательности, заинтересованности, сотворчества;
- включить участников мастер-класса в активную деятельность, создать условия для проявления инициативы, стремления к познанию; мобилизовать их творческий потенциал;
- грамотно оперировать предметными знаниями;
- показать практическую значимость представленных методических находок и достижений для участников мастер-класса; эрудицию, авторскую индивидуальность; владение аудиторией (эмоциональность, убедительность, артистизм, способность к импровизации); выразительность речи и другие коммуникативные качества;
- обеспечить оптимальность и целесообразность форм организации деятельности участников мастер-класса; результативность совместной деятельности.
При подготовке к мастер-классу рекомендуется следующая литература:
- Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
- 2. Готовимся к мастер-классу. Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
-
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/07/15/gotovimsya-k-master-klassu-poshagovyy-algoritm-provedeniya – Дата доступа: 31.08.2022.
Публичное выступление перед педагогической общественностью. В публичном выступлении должны быть отражены основные аспекты представленного на заочном этапе конкурса опыта педагогической деятельности. Регламент выступления – до 20 минут.
При подготовке к мероприятию конкурсанту необходимо обратить внимание на отбор содержания, которое должно соответствовать заявленной теме и отражать основную мысль. В тексте должны аргументированно и убедительно доказываться выдвигаемые идеи и положения. Важно, чтобы раскрываемое содержание было практически значимым для аудитории.
При построении текста следует учитывать соотношение и выраженность его частей (вступление, основная часть, заключение), а также возможность их взаимосвязи и соблюдения последовательности раскрытия темы.
Речь должна быть правильной, логичной, выразительной, эмоционально окрашенной; интонация, мимика и жесты должны быть адекватны ее содержанию.
В процессе выступления участнику конкурса важно наладить контакт с аудиторией, получение обратной связи, используя приемы привлечения внимания и поддержания интереса. Следует помнить, что речь должна соответствовать особенностям аудитории, а само выступление – быть оригинальным по форме и содержанию.
При подготовке к публичному выступлению рекомендуется следующая литература:
- Румянцева, Н. В. Подготовка к публичным выступлениям участников конкурса профессионального мастерства в сфере образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rmc-dop/2021/2021-RMC_Rumyanceva_publik.pdf. – Дата доступа: 10.07.2022.
- Стернин, И. А. Практическая риторика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf. – Дата доступа: 10.07.2022.
Приложение 1
Информационная карта участника четвертого (заключительного) этапа республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2023»
Номинация
|
Физика, астрономия, математика, информатика
|
Иностранный язык
|
Русский язык и литература, белорусский язык и литература
|
Начальные классы
|
Музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка
|
История, обществоведение, география
|
Химия, биология
|
Воспитатель дошкольного образования
|
Фамилия, имя, отчество
|
Число, месяц, год рождения
|
Наименование и год окончания учреждения образования
|
Специальность, квалификация по диплому
|
Учебный предмет (дисциплина), который преподает педагог
|
Язык преподавания
|
Занимаемая должность
|
Стаж педагогической деятельности
|
Квалификационная категория
|
Академическая степень
|
Ученая степень
|
Ученое звание
|
Классное руководство в настоящее время (в каком классе)
|
Место работы (полное наименование учреждения образования в соответствии с уставом)
|
Адрес учреждения образования с индексом
|
Рабочий телефон с кодом
|
Электронная почта учреждения образования
|
Мобильный телефон участника конкурса с кодом
|
Личная электронная почта
|
Семейное положение
|
Дети (имена и возраст)
|
Домашний адрес с индексом
|
Почетные звания и награды
|
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)
|
Участие в профсоюзной деятельности
|
Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения образования
|
Контактный телефон руководителя учреждения образования с кодом
|
Педагогическое кредо участника
|
Семейная педагогическая династия (если имеется)
|
Почему нравится работать в школе (учреждении дошкольного образования)
|
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику
|
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь»
|
Фамилия, имя, отчество, должность, место работы специалиста, оказывающего методическую помощь конкурсанту
|
Фамилия, имя, отчество руководителя областной (г. Минска) команды
|
Место работы, должность руководителя областной (г. Минска) команды
|
Мобильный телефон руководителя областной (г. Минска) команды с кодом
|
Примечание:
- Заявка подается в оргкомитет четвертого этапа конкурса до 15 апреля 2023 года в формате Word по электронной почте info@academy.edu.by.
- Сканированные страницы паспорта (25,31,32,33) каждого участника прилагаются отдельным файлом к обобщенной заявке от области (г. Минска).
- Вместе с заявкой предоставляется отдельным файлом фотография участника конкурса (портретная съемка) в формате .JPG с разрешением не ниже, чем 2160×3840.
- Для подготовки информационных материалов, буклета к конкурсу необходимо приложить краткую информацию по каждому участнику. Она должна содержать:
основные направления деятельности педагога;
достижения обучающихся.
Информационные материалы прилагаются к заявке отдельным файлом в формате Word.
Приложение 2
Согласие
на обработку персональных данных
Я, __________________(Ф.И.О) _______________ (дата и год рождения),
______________ (идентификационный номер из паспорта) в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» даю согласие __________________ (указать оператора персональных данных: наименование, место нахождения организации, которая получает согласие) на обработку следующих моих персональных данных в соответствии с целями их обработки:
данные, указанные в информационной карте участника республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года Республики Беларусь».
Цель обработки указанных персональных данных: участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года Республики Беларусь».
В указанных целях я даю согласие на осуществление следующих действий с моими персональными данными: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
Обработка моих персональных данных может осуществляться как автоматизированным, так и неавтоматизированным способом.
Мне разъяснены права, связанные с обработкой персональных данных, механизм реализации таких прав, а также последствия дачи мною согласия или отказа в даче такого согласия.
Я ознакомлен с тем, что:
согласие на обработку персональных данных действует с даты его подписания и на срок достижения целей обработки персональных данных;
согласие на обработку персональных данных может быть отозвано путем подачи заявления в письменной форме или в виде электронного документа.
___.___.______
|
_________
|
________________________
|
(дата)
|
(подпись)
|
(инициалы, фамилия субъекта персональных данных)
|
Примечание: согласие на обработку персональных данных подается в оргкомитет четвертого этапа конкурса вместе с заявкой до 15 апреля 2023 года в формате PDF по электронной почте info@academy.edu.by
раскрыть » / « свернуть