Привет. Уже 5 лет я готовлю абитуриентов к сдаче экзаменов по обществоведению и истории Беларуси. Наверняка ты встречал уже много общих советов для успешной сдачи ЦТ. Что важно хорошо выспаться и быть аккуратным в заполнении бланка. Я же хочу с тобой поделиться реальными кейсами и «ловушками» по обществоведению, которые будут поджидать тебя в тестах. Надеюсь, что мои советы тебе пригодятся и ты наберёшь максимальный балл. Поехали:
[Совет 1. Выделяй ключевые слова в заданиях]
Рассмотрим одну из типичных «ловушек», когда абитуриент не выделяет главное слово в задании. Например, тебя могут попросить назвать «характерный признак Республики Беларуси как унитарного государства». При этом в ответах ты встретишь вариант «свобода совести и вероисповедания». Казалось бы: всё верно, и такое ты видел в учебнике. НО! Это будет НЕправильный ответ. Ведь тебя просили охарактеризовать Беларусь как унитарное, а не светское (отделённое от религии) государство. Правильный ответ будет тут, например: «наличие единой для территории системы органов власти» или что-то иное, характеризующее страну именно как унитарную. Выделять слова необходимо по аналогии и с другими характеристиками страны;
[Совет 2. «Ловушек» встречается много. Будь аккуратен!]
Давай рассмотрим кейс относительно прав гражданина Республики Беларусь. Часто в задании необходимо выбрать «социально-экономические» права, а абитуриент в ответах видит, к примеру, «свободу выбора языка общения». Он на радостях думает, что этот пункт явно будет относиться к нашей Конституции. Однако, в данной ситуации,он выбрал личные права. Правильным же здесь будет тот ответ, который будет касаться ПРЯМЫМ образом общественных отношений или экономических. Например, «выбор профессии» или «свобода творчества» будут подходить;
[Совет 3. Включай своё общее развитие]
Обществоведение – это то, что тебя окружает. Поэтому просто думай головой. Например, в социологии есть такое понятие как «социальная группа». Группы разделяются на малые, средние и большие. Чтобы не учить все примеры, которые тебе даны в программе, просто запомни следующие вещи: в малой группе в течение дня можно без проблем пообщаться со всеми (2-40 человек). В средней группе такое возможно, если только задаться такой целью и специально создавать условия для этого, например, бегать по крупной школе со списком или выстроить всех на улице в один ряд. А вот в большой группе сделать это будет практически нереально. Потому что большая группа – это, к примеру, вся белорусская нация или военнослужащие Республики Беларусь. Вы даже не будете знать, где их всех найти, чтобы поздороваться! Поэтому, когда увидите задание, где есть необходимость указать примеры какой-нибудь из этих групп, вспомните данную логику;
[Совет 4. Внимательность прежде всего!]
Самые типичные ошибки ты совершаешь по невнимательности. Давай рассмотрим пример: очень часто встречаются вопросы на соотношение норм права и морали. Здесь необходимо быть осторожным! Читай внимательно: если спрашивают отличие норм права от морали, то здесь совсем другим будет ответ, чем в вопросе отличие морали от норм права. Именно в таком порядке необходимо понимать задание и именно в таком порядке отвечать.
[Совет 5. Запомни простые истины относительно системы органов власти Беларуси]
Если учить полномочия органов власти Беларуси, то перед тобой появится большой список. Этот процесс можно упростить, хотя из-за некоторых нюансов и не на все 100%. Главное же в этом процессе - знать, что органы власти делятся на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная. А теперь запоминай:
- Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из Палаты представителей и Совета республики) – это законодательный орган. Соответственно он рассматривает и принимает законы. Добавляем сюда нюанс – Парламент также ратифицирует международные соглашения и контролирует правительство. Готово.
- Правительство (Совет министров) - это власть исполнительная. То есть оно эти законы исполняет и «непосредственно реализует политику государства». Здесь «ловушка» следующая: Совет министров также обладает законодательной инициативой и возможностью издавать подзаконные акты. Поэтому: запоминаем эти исключения, и в остальном формула будет работать.
- С судебной веткой ещё проще. Она в себя включает все вопросы, касающееся правосудия. Запомни тут ещё, что у нас есть Конституционный суд, который занимается определением соответствия законодательных актов и международных договоров белорусской Конституции. Непосредственно гражданин подать туда заявление не может – это сделать могут только некоторые государственные органы по своей инициативе или по просьбе гражданина.
А ещё у нас есть Президент, который по Конституции находится над всеми ветвями власти и играет роль координатора. Он же, преимущественно, и занимается всем остальным, что ты встретишь в вариантах ответов. Однако стоит помнить, Президент также обладает как правом законодательной инициативы, так и возможностью принимать указы, декреты. Но не переживай, в тестах не будет ситуации, когда будет более одного органа власти, которому подходит какая-то функция. Формула может показаться, на первый взгляд, громоздкой, но если разобраться, работает на процентов 80% исправно;
[Совет 6. Расшифровывай ключевые слова]
Очень важно просто внимательно читать слова. Например, «регулирующая» функция обязательно будет указывать на какие-то ограничения//рамки//нормы//правила. Хорошо ещё переводить заимствованные слова с английского (или вспоминать просто латинское первоначало многих терминов). На джойстике есть кнопка – select. Какая её функция? Верно, это отбор/выбор. Значит селективная функция рыночной экономики – это отбор чего-то. Чаще всего имеется ввиду «отбор наиболее сильных производителей» или отсев слабых. Так можно поступать и со многими другими словами и терминами;
[Совет 7. Помни про специфику Античности и Средних веков]
О чём бы не шла речь, Античность всегда будет характеризоваться «созерцательностью» или же «непрактичностью» знаний. А вот период Средних веков обязательно будет характеризоваться ответами, связанными с религией. Не забывай про это!
Луцевич Александр, профессиональный репетитор по обществоведению и истории Беларуси