Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Психологический час "Зажги звезду"

ЗАЖГИ ЗВЕЗДУ
 
Составитель:
 
Пиманова Валентина Борисова
 Педагог - психолог
 
Цель:
·        развитие коммуникативных навыков;
·       сплочение коллектива;
·        создание благоприятного психологического климата в коллективе
 
Форма проведения: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС
 
Эффективен при работе над проблемой «Изгой в классе». (Изгой в коллективе, низкая самооценка, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений)
 
Ход занятия:
Организационный момент
 
Психолог'. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом вернуться назад. А теперь когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех...
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю...
 
2. Основная часть


Психолог читает сказка «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»

 
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же нужно для этого сделать?» -поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,» - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
-   Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая...Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
-   Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
-   Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать?» - думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
-   Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
-   Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
-   Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
-   Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Психолог: Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?
(Выслушиваются ответы ребят.)
Учитель: Да, история эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше. А чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
{Выслушиваются ответы ребят)
  Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить ,что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела, что бывают в жизни такие ситуации когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учит терпимее относиться друг к другу и еще многому другому. А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем
каждого.
Психолог: Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанизаем на одну общую нитку.
(Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается.)
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в тоже время она
существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как
будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории. Давайте поможем вашим одноклассникам: Жене, Денису , Серёже и Артёму засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в их
душе.
 
На доске вывешиваются листы бумаги разного цвета. В середине приклеена звездочка с именами детей, звёзды которых будут сегодня зажигать.
 
Психолог: Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Артёме, Серёже, Жене и Денисе, какие добрые дела они совершили.
                                                                                                                                     
Рекомендации:
 
   Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого»
 
 
   В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села и учительница села. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло.
 
После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются
 
(Еще минутка и зажжётся новая звёздочка по имени «Денис»)
 
 
Учитель : Вот видите, как по-новому засияли сегодня наши ребята. И в этом им помогли все вы. Большое всем спасибо!!!
 
Пусть эта звездочка повесит несколько дней в классе, а потом можно отдать ребенку домой или поместить в личный портфолио учащегося.
 
3. Итог
Психолог и учитель предлагают детям отпраздновать «День рождения Звёзд». Дети и педагоги становятся в круг и исполняют песню для «именинников».
 
 
4. Рефлексия
Каждый именинник в праве выбрать себе из числа ребят партнёра, стать в центр круга и исполнить танец.
 
Слова песни:
Как на Звёздные именины
 Испекли мы каравай!
Вот такой высоты!
Вот такой ширины!
Каравай, каравай,
 Кого хочешь –
 выбирай!
Выберешь, поставишь
Танцевать заставишь!
 
 
 
Составление сценарных планов индивидуальностно ориентированных воспитательных дел..
.
Родительское собрание
Родительское собрание в 3-м классе
Воспитание нравственных качеств личности у младших школьников
 
Цель:
-   создать ситуацию активного осмысления и поиска путей коррекции личности младших школьников;
-привлечь внимание родителей на необходимость формирования нравственных качеств личности у учащихся класса;
-   провести анализ личностных качеств воспитанников;
-   формировать активную жизненную позицию участников воспитательного процесса;
-   дать рекомендации родителям по формированию у детей чувства коллективизма и сознательной дисциплины;
-   воспитывать: заинтересованность и желание совершенствовать воспитательный процесс
Форма проведения: лаборатория нерешенных проблем
Участники: педагог и родители
Ход мероприятия:
1.Организационный момент (учитель зачитывает эпиграф)
« Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание
это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной»                                        
                    А.С.Макаренко
2.   Проблемная ситуация
Каждому родителю предлагается проанализировать тест своего ребенка, который был выполнен заранее и помещен в личное портфолио учащегося.
Тест 1
( Ребенком был нарисован цветик-восьмицветик. В нём предлагалось закрасить лепестки и серединку разным цветом, характеризующим отношение ребёнка к учебным предметам. Серединка цветка - отношение педагога к данному учащемуся.
Тест 2
(Дети анализировали классный коллектив рисовали поезд, которым управлял сам ребенок, в вагончиках ехали его друзья, а на остановке остался тот , кто не попадает в их число)
Тест 3
(Дети записывали те качества своего характера, которые не нравятся в себе им самим, от которых им хотелось бы избавиться)
3. Определение основных проблем коллектива по данной теме
(проблемы вытекают из анализа индивидуальных тестов и наблюдений учителя)
а) подчинение коллектива собственным желаниям;
б) агрессивное поведение некоторых учащихся;
в) отсутствие элементарных навыков общения со сверстниками; проявление жестокости;
г) равнодушие к нуждам и потребностям других;
д) отношение к учебе
е) культура речи
Учитель читает стихи
« Воспитать человека»   Э. Асадов
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
 
Советы несутся со всех сторон –
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
 
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
 
Все верно: беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что, как успехов при воспитанье,
(Простите крамолу мою заранее),
Добиться не так уж и тяжело?!
 
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Всё чаще от мудрых своих родителей.
 
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра и до ночи твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
 
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!
 
А что до красот языка родного.
То все хрестоматии ерунда.
Коль часто от папочки дорогого
Порой наслышишься вдруг такого,
Что гаснут лампочки от стыда!
 
Как быть? Да, внушать можно то и сё,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и всё!
Учитель обращает внимание родителей на необходимость коррекции личностных качеств их детей, предлагает обсудить пути и формы решения данных проблем. Родители делятся опытом, рассматриваются конкретные ситуации из жизни классного коллектива под руководством педагога. Обращается внимание на то, что дети зачастую проецируют на коллектив то, что видят в своей семье - манеру общения, культуру речи, навыки по соблюдению порядка.
4. Основная проблема
Учитель: Одна из основных проблем классного коллектива - это проявление жестокости к своим сверстникам или к тем, кто слабее. Поэтому важно, чтобы ребенок понимал: что значит «быть жестоким», какого оказаться на месте униженного, как чувствует человек обиду и что влечет за собой проявление жестокости.
год.бразовательная             ниманию родителей предлагается выставка рисунков на тему «Жестокость - это когда....» Обращается внимание на то, что некоторые учащиеся через рисунок анализируют ситуации, которые происходили дома, или свидетелями которых они оказались)
То, что рассмотрели родители, обсуждается.
5. Поиск решения
Учитель: Мы любим наших детей такими, какие они есть и принимаем их с их преимуществами и недостатками. Надеюсь, вы согласны со мной, что только мы с вами, можем помочь ребятам вырасти чуткими, терпимыми и справедливыми. Ведь родительская любовь не имеет границ! Поддержку со стороны учителя я вам гарантирую.
(Предлагается вниманию рекомендации психолога по коррекции поведения детей в коллективе)
Внушайте своему школьнику:
Ты не лучше всех.
*Но ты и не хуже всех.
*Почаще говори: « давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой»
*Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
*Не обижайся без серьёзных причин.
Сам ни к кому не приставай.
Не ябедничай.
*Не дразни, не канючь.
*Никого два раза ни о чём не проси.
*Не отнимай чужого, но и не все своё отдавай.
*Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться. *Из-за отметок не плачь.
*Не спорь из-за них с учителем, не обижайся, если поставили не ту, что хотелось бы.
*Делай уроки добросовестно, а отметки - какие будут, такие и будут.
6. Рефлексия
(На доске - дерево без листьев. Учитель предлагает «помочь дереву распустить свои листочки» - т.е. определить над каким качеством своего ребенка необходимо поработать, что нужно осознать вместе с ним, о чем задуматься. Родители записывают на « листочек» и прикрепляют на доску к стволу.)
Учитель: Вот видите, мы уже знаем, над чем нужно поработать, что нужно сделать и самое важное как! Будущее наших детей в наших с вами руках: дети доверяют нам, любят нас, они надеются на нашу помощь.
7. Итог
Учитель, обращаясь к родителям:
И может быть, стоит себе сейчас
Сказать прямодушнее строгих судей,
Что самые нужные в мире люди
Лишь те, кто действительно любит нас!

Разделы сайта