Актуальность исследования. Дойти до каждого ребенка – мечта многих поколений педагогов. Однако, следует признать, что до сих пор она не в полной мере осуществилась. Накопленный в советской школе богатый опыт воспитания детей все-таки имел социоцентрическую направленность и был направлен на воспитание школы в целом, класса в целом, а не конкретного ребенка в отдельности. Не случайно такую педагогику называли бездетной.
В настоящие время стала очевидной необходимость смены социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению педагогической практики на человекоцентрированную гуманистическую парадигму обучения и воспитания школьников.
В настоящие время в современной теории и практике воспитания существуют следующие противоречия:
- между целевыми ориентирами педагогической деятельности и интересами и потребностями детей, на развитие которых она направляется;
- между системной природой ребенка и процесса его развития, с одной стороны, и бессистемным характером воспитательного взаимодействия педагога и школьника – с другой;
- между необходимостью использования системного подхода в познании и преобразовании сложных воспитательных явлений и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ применения данной методологической ориентации в создании системы воспитания конкретного ребенка.
Объектом межрегионального исследования выступает воспитательный процесс обучающихся в общеобразовательном учреждении, а предметом - моделирование и создание персонифицированных систем воспитания детей.
Целью исследования является разработка теоретических и технологических основ моделирования и создания персонифицированной системы воспитания ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить и описать существующие в науке и практике теоретические и практико-методические предпосылки для формирования концептуальных представлений о моделировании и создании персонально ориентированной системы воспитания школьника;
- дать сущностную характеристику персонифицированной системы воспитания ребенка;
- выяснить состав компонентов этой системы и возможные связи между ними;
- определить методологические подходы, принципы, методы и условия моделирования и создания персонифицированной системы воспитания ребенка.
В качестве методологической основы исследования выступает взаимосвязанная совокупность таких современных методологических ориентаций, как системный, синергетический и гуманистический подходы.
Значимость ожидаемых результатов межрегионального исследования.
Получение нового знания о характерных чертах, компонентном составе и механизмах эффективного влияния персонально ориентированной системы воспитания на развитие конкретного ребенка, теоретических и практико-методических предпосылках, возможностях, условиях и алгоритме моделирования и создания данной системы. Теоретическая значимость исследования будет заключаться в расширении, углублении и уточнении научных преставлений о применении системного, гуманистического и синергетического подходов в познании и преобразовании сложных воспитательных явлений и процессов, к которым и относится персонифицированная система воспитания. Практическая значимость будет состоять в получении педагогами-воспитателями научно-методических рекомендаций по созданию персонально ориентированных систем воспитания конкретных учеников: особо одаренных школьников в различных видах деятельности и творчества, детей с осложненным поведением, учащихся с ослабленным здоровьем и других категорий обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Полученные в исследовании результаты позволят вести более обоснованную и продуктивную деятельность по проектированию индивидуальных траекторий (программ, планов) развития и образования (воспитания) школьников.
Ожидаемые результаты исследовательской деятельности. В процессе проведения межрегионального исследования планируется получить следующие результаты:
- Сформированность теоретически обоснованных и эмпирически проверенных представлений о методологических подходах, принципах, методах и условиях моделирования и создания персонифицированных систем воспитания, о механизме их влияния на развитие детей.
- Подготовка и издание практика ориентированной монографии «Персонифицированная система воспитания ребенка».
- Составление программы спецкурса повышения квалификации педагогов-воспитателей по теме: «Моделирование, создание и функционирование персонально ориентированных систем воспитания детей».
Прогнозируемые результатыисследовательской деятельности будут способствовать обновлению и повышению эффективности практики воспитания детей в образовательных учреждениях.
План основных мероприятий межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания» на 2014/2015 учебном году в ГУО «Средняя школа №2 г. Городка»
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
-
|
Ознакомление со статьёй «Разработка теоретических и технологических основ персонифицированной системы воспитания как развитие теории и практики воспитательных систем»
|
сентябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Завершение комплектования и утверждение составов региональных исследовательских коллективов
|
Август-сентябрь
|
Руководители регио-нальных исследова-тельских коллективов
|
-
|
Проведение анкетирования, интервьюирование и написание педагогических сочинений
|
Сентябрь-ноябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Отправка обработанных результатов интервьюирования, педагогических сочинений и анкет в ГУДОВ «ВОИРО»
|
До 1 ноября
|
Вавилова И.В.
|
-
|
Участие в интернет-сессия участников межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания ребенка как педагогическое явление и понятие»
|
16 декабря
|
Творческая группа
|
-
|
Формирование представлений о персонифицированной системе воспитания ребенка в форме теоретических и практико-методических разработок
|
Октябрь-февраль
|
Творческая группа
|
-
|
Подготовка теоретические разработки:
ü Модель персонифицированной системы воспитания ребенка (в форме схемы и (или) описания).
ü Продуктивные приемы и методы персонально ориентированного воспитания.
|
Сентябрь - февраль
|
Творческая группа
|
-
|
Написание мини-рефератов:
- Ребенок как субъект персонифицированной системы воспитания
- Взрослые как субъекты персонифицированной системы воспитания
- Деятельность по педагогическому обеспечению зарождения и функционированияперсонифицированной системы воспитания
|
До 20 марта
|
Творческая группа
|
-
|
Региональная экспертиза и коррекция разработок
|
Февраль-март
|
Руководители регио-нальных исследова-тельских коллективов
|
-
|
Направление отредактированных разработок планирования в Псковский РИК
|
До 1 апреля
|
Руководители регио-нальных исследова-тельских коллективов
|
-
|
Межрегиональная экспертиза подготовленных разработок
|
Апрель
|
Методологи и эксперты РИК
|
-
|
Составление электронного варианта рукописи «Персонифицированная система воспитания ребенка как педагогический феномен и понятие», решение вопросов о ее публикации
|
Июнь-август
|
Степанов Е.Н. и члены Псковского РИК
|
План основных мероприятий межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания» на 2015/2016 учебном году в ГУО «Средняя школа №2 г. Городка»
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
-
|
Ознакомление со статьёй «Развитие персонифицированной системы воспитания ребёнка как объект исследования»
|
сентябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Подготовка теоретических и практических разработок для участия в межрегиональном вебфоруме «Проектирование персонифицированной системы воспитания ребёнка и процесса ее развития »
|
Октябрь-ноябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Участие в межрегиональном вебфоруме «Проектирование персонифицированной системы воспитания ребёнка и процесса ее развития »
|
14-18 декабрь
|
Творческая группа
|
-
|
Подготовка практической разработки: «Разработка и апробация форм и способов участия родителей (других родственников) в проектировании ПСВ.
|
Сентябрь - февраль
|
Творческая группа
|
-
|
Региональная экспертиза и коррекция разработок
|
Февраль-март
|
Руководители регио-нальных исследова-тельских коллективов
|
-
|
Направление отредактированных разработок планирования в Псковский РИК
|
До 1 апреля
|
Руководители регио-нальных исследова-тельских коллективов
|
-
|
Межрегиональная экспертиза подготовленных разработок
|
Апрель
|
Методологи и эксперты РИК
|
-
|
Составление электронного варианта рукописи «Персонифицированная система воспитания ребенка как педагогический феномен и понятие», решение вопросов о ее публикации
|
Июнь-август
|
Степанов Е.Н. и члены Псковского РИК
|
План основных мероприятий участников межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания» в 2016/2017 учебном году
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
-
|
Подготовка материала для участников межрегионального исследования по теме «Педагогическое обеспечение процесса становления
персонифицированной системы воспитания ребенка»
|
Июль-август
|
Степанов Е.Н., Володина Е.В.
|
-
|
Составление примерной тематики разработок в ходе III этапа исследовательской деятельности
|
Июль-август
|
Степанов Е.Н.
|
-
|
Экспертиза и коллективное обсуждение подготовленных материалов Е.Н. Степановым и Е.В. Володиной
|
Август
|
Псковский региональный исследовательский коллектив
|
-
|
Проведение сессий (заседаний) региональных исследовательских коллективов по ознакомлению с материалом «Педагогическое обеспечение процесса становления персонифицированной системы воспитания ребенка», примерной тематикой разработок в ходе III этапа исследовательской деятельности и планированию исследовательской работы на 2016/2017 учебный год
|
Сентябрь
|
Руководители региональных исследовательских коллективов (далее РИК)
|
-
|
Определение педагогов, продолжающих опытно-педагогическую работу по педагогическому обеспечению (поддержке, помощи) процессов создания и развития персонифицированной системы воспитания конкретного ребенка
|
Сентябрь
|
Руководители регио-нальных исследова-тельских коллективов и экспериментальных (инновационных) образовательных организаций
|
-
|
Разработка теоретических и практико-методических аспектов проектирования персонифицированной системы воспитания ребенка
|
Октябрь-февраль
|
Руководители РИК
|
-
|
Подготовка теоретических и практических разработок для участия в межрегиональной веб-презентации «Педагогическое обеспечение становления персонифицированной системы воспитания ребенка»
|
Октябрь-ноябрь
|
Руководители РИК
|
-
|
Проведение веб-презентации научно-методических разработок участников межрегионального исследовательского коллектива по теме «Педагогическое обеспечение становления персонифицированной системы воспитания ребенка»
|
8-15 декабря
|
Степанов Е.Н., Воло-дина Е.В., руководители РИК
|
-
|
Региональная экспертиза и коррекция разработок
|
Февраль-март
|
Руководители и методологи РИК
|
-
|
Направление отредактированных разработок в Псковский РИК
|
До 1 апреля
|
Руководители РИК
|
-
|
Межрегиональная экспертиза подготовленных разработок
|
Апрель
|
Методологи и эксперты РИК
|
-
|
Апробация подготовленных разработок
|
Март-июнь
|
Руководители и экспериментальные группы РИК
|
-
|
Составление электронных вариантов специальных номеров журналов «Классный руководитель» и «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе»
|
Май-июль
|
Степанов Е.Н.
|
План основных мероприятий участников межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания» в 2017/2018 учебном году
№ п/п
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Ознакомление со статьями :
«Этап зрелости (расцвета) персонифицированной системы воспитания ребенка как предмет исследования»,
«Персонифицированный подход как методологическая ориентация педагога в процессе воспитания детей»,
«Персонально ориентированная воспитательная деятельность педагога»
|
Сентябрь - октябрь
|
Творческая группа
|
2
|
Подготовка теоретических и практических разработок «Персонифицированная система воспитания ребенка» (цикла или отдельных классных часов по вопросам саморазвития (самосовершенствования)):
- Классный час: Сотвори себя сам
- Программа "Сплочение детского коллектива. Снятие агрессии у учащихся."
|
Октябрь-ноябрь
|
Творческая группа
|
3
|
Подготовка теоретических и практических разработок для участия в межрегиональной веб-презентации «Педагогическое обеспечение функционирования персонифицированной системы воспитания ребенка"»
|
Октябрь-ноябрь
|
Руководители РИК
|
4
|
Участие в веб-форуме "Педагогическое обеспечение функционирования персонифицированной системы воспитания ребенка"
|
7-14 декабря
|
Творческая группа
|
5
|
Региональная экспертиза и коррекция разработок
|
Февраль-март
|
Руководители и методологи РИК
|
6
|
Направление отредактированных разработок в Псковский РИК
|
До 1 апреля
|
Руководители РИК
|
7
|
Межрегиональная экспертиза подготовленных разработок
|
Апрель
|
Методологи и эксперты РИК
|
8
|
Апробация подготовленных разработок
|
Март-июнь
|
Руководители и экспериментальные группы РИК
|
9
|
Составление электронных вариантов специальных номеров журналов «Классный руководитель» и «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе»
|
Май-июль
|
Степанов Е.Н.
|
План основных мероприятий участников межрегионального исследования ГУО «Средняя школа №2 г. Городка» «Персонифицированная система воспитания» в 2018/2019 учебном году
№ п/п
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Участие в организационно-методической сессии по ознакомлению с материалами «Эффективность персонифицированной системы воспитания ребенка как предмет межрегионального исследования» и «Описание действующей модели ПСВ», примерной тематикой разработок в ходе V этапа исследовательской деятельности и планированию исследовательской работы на 2018/2019 учебный год
|
Сентябрь - октябрь
|
Творческая группа
|
2
|
Подготовка теоретических и практических разработок для участия в межрегиональной веб-презентации «Теория, методика и практика изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка»
|
Октябрь-ноябрь
|
Руководители РИК
|
3
|
Участие в веб-презентации научно-методических разработок участников межрегионального исследовательского коллектива по теме «Теория, методика и практика изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка»
|
3-10 декабря
|
Творческая группа
|
4
|
Региональная экспертиза и коррекция разработок
|
Февраль-март
|
Руководители и методологи РИК
|
5
|
Направление отредактированных разработок в Псковский РИК
|
До 1 апреля
|
Руководители РИК
|
6
|
Межрегиональная экспертиза подготовленных разработок
|
Апрель
|
Методологи и эксперты РИК
|
7
|
Апробация подготовленных разработок
|
Март-июнь
|
Руководители и экспериментальные группы РИК
|
8
|
Составление электронных вариантов специальных номеров журналов «Классный руководитель» и «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе»
|
Май-июль
|
Степанов Е.Н.
|
План основных мероприятий ГУО «Средняя школа №2 г. Городка» «Персонифицированная система воспитания» в 2019/2020 учебном году
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
-
|
Изучение педагогами модулей программы «Сотвори себя сам»
|
Октябрь-ноябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Участие в семинаре «Персонификация средствами дополнительного образования как ресурс формирования воспитательной среды, способствующей творческой самореализации учащихся»
|
Октябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Участие в веб-презентации «Педагогическая деятельность по поддержке детей в процессе их саморазвития» (ознакомление с разработанными модулями программы «Сотвори себя сам»)
|
19-26
ноября
|
Творческая группа
|
-
|
Составление сценарных планов проведения классных часов (внеурочных занятий) в соответствии с модулями программы «Сотвори себя сам»:
- Классный час по самопознанию «Умейте дружбой дорожить»,2 класс
-Классный час «Самовоспитание и проблема выбора», 10-11 класс
|
Ноябрь-март
|
Творческая группа
|
-
|
Региональная экспертиза и коррекция подготовленных разработок
|
Февраль-март
|
Руководители и методологи РИК
|
-
|
Направление отредактированных разработок в Псковский РИК
|
До 1 апреля
|
Руководители исследовательских групп
|
План основных мероприятий межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания» в 2020/2021 учебном году
|
Наименование исследовательских
мероприятий (действий)
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
-
|
Ознакомление с присланными материалами и планированию научно-исследовательской работы на 2020/2021 учебный год
|
Сентябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Разработка сценарных планов проведения классных часов (внеурочных занятий) в соответствии с программой «Навигатор саморазвития»
|
Сентябрь-октябрь
|
Творческая группа
|
-
|
Участие в межрегиональной веб-презентации «Формы внеурочной деятельности по обеспечению процесса саморазвития школьников»
|
19-26
ноября
|
Творческая группа
|
-
|
Внесение необходимых изменений в сценарные планы проведения классных часов (внеурочных занятий) в соответствии с модулями программы «Навигатор саморазвития»
|
Декабрь-февраль
|
Творческая группа
|
-
|
Подготовка отчета об итогах межрегионального исследования
|
Май
|
Творческая группа
|
Отчет о работе по межрегиональному исследованию «Моделирование и создание персонифицированной системы воспитания ребенка» за период сентябрь 2021г – июнь 2022г.
Педагогами учреждения образования была изучена программа курса внеурочных занятийучащихся V-IX-х классов «Навигатор саморазвития». В последние годы в педагогическом сознании и деятельности происходит смещение акцентов от руководства развитием учащихся к помощи в их саморазвитии. В необходимости таких изменений убеждены как ученые, так и творчески работающие педагоги-практики.
В нынешней ситуации нестабильности и неопределенности, по мнению М.А. Щукиной, стратегия саморазвития обеспечивает личности возможности самостоятельного определения ситуации, целей и средств выстраивания жизненного пути, что позволяет человеку достигнуть снятия жизненной неопределенности, наполнения жизни смыслом, реализации и воплощения индивидуальности, и, в конечном счете приводит к переживанию удовлетворенности жизнью. К сожалению, многие люди, даже зрелого возраста, не являются подлинными субъектами саморазвития. Научные и практические работники считают, что формирование субъектного опыта саморазвития не должно осуществляться стихийно. «Стихийное саморазвитие и самопознание, - утверждает известный психолог В.Г. Маралов, - часто не приводит к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок».
Целью данной программы является содействие развитию у детей стремления и способности стать и быть субъектом саморазвития. Под саморазвитием понимается одна из разновидностей развития индивидуума. Оно представляет собой изменения в человеке, происходящие благодаря его собственным влияниям на самого себя.
Для достижения цели необходимо решить две основные задачи:
1) способствовать формированию у школьников субъектного опыта саморазвития;
2) содействовать развитию ценностно-смысловой сферы детей как ценностной основы деятельности по саморазвитию.
3) В соответствии с целью и задачами определено содержание программы. Первая составная часть содержания направлена на познание детьми 5 самопроцессов: самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации и самоанализа. Без наличия знаний о них и умений их осуществления в своей жизнедеятельности невозможно стать субъектом саморазвития. Вторая составная часть содержания призвана обеспечить персональную значимость и общественно ценную направленность усилий подростков и юношей по самосозиданию. Отчетливо осознавая, что деятельность по саморазвитию может способствовать формированию как достойного человека, так и отъявленного преступника, педагоги заботятся о развитии ценностно-смысловой сферы каждого ребенка. Особый акцент в программе сделан на развитии 5 ценностных отношений: к природе, обществу, деятельности, культуре и собственному Я.
Освоению программы отведен пятилетний период. Учитывая возрастные особенности детей и предъявляемые к ним требования государства и общества, определена последовательность освоения программных модулей.
Классы
|
Самопроцессы человека
|
Ценностные отношения ребенка
|
5-ый
|
Самопознание
|
Человек и природа
|
6-ой
|
Самопроектирование
|
Человек и общество
|
7-ой
|
Самостроительство
|
Человек и деятельность
|
8-ой
|
Самореализация
|
Человек и культура
|
9-ый
|
Самоанализ
|
Человек и его Я
|
Итоговые результаты
|
Сформированность у детей субъектного опыта саморазвития
|
Развитость ценностно-смысловой сферы детей как ценностной основы деятельности по саморазвитию
|
В ходе реализации межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания» на данном этапе педагоги ознакомились с материалом курса внеурочных занятийучащихся 5-9-х классов «Навигатор саморазвития», посвященным наиболее сложной и актуальной проблеме педагогического обеспечения процесса саморазвития детей в подростковом возрасте.
раскрыть » / « свернуть