Строение и функции органов пищеварительной системой
9 класс
Кириллова Наталья Александровна
учитель биологии
ГУО «Средняя школа №2 г. Городка»
Цели урока:
Сформировать представление о местоположении, строении и функциях органов пищеварительной системы; способствовать осознанию важности правильного ухода за зубами для всей пищеварительной системы;
Создать условия для развития навыков самостоятельной деятельности по приобретению знаний;
Содействовать формированию гигиенических навыков.
Учебно – методическое обеспечение:
Тесты для проверки домашнего задания, презентация «Органы пищеварения», таблица «Органы пищеварения», карточки для закрепления.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок биологии «Строение и функции органов пищеварительной системы»
Девизом нашего урока я выбрала слова Анатоля Франса: «Учиться надо весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
2.Активизация познавательных способностей.
А начнем мы урок с разминки. Для активизации ваших познавательных способностей, я задам вам ряд вопросов. Вопросы самые простые, из разных областей знаний.
1.Сколько метров в километре? (1000)
2.Питательные вещества это? (белки, углеводы, жиры)
3.Утро вечера (мудренее).
4.Сколько зубов у человека?(32)
5.Семь бед один (ответ).
6.Полонхлевец белых овец (зубы).
7.Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
2. Поверка домашнего задания.
Хорошо, а теперь проверим домашнее задание.На предыдущем уроке мы говорили о пищевых продуктах и питательных веществах. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал. У вас на парте лежат тесты, в которых из предложенных ответов надо выбрать один правильный. На выполнение работы вам отводится 3 минуты.
Учащиеся выполняют тест. (Приложение 1)
Время вышло, обменяйтесь работами с соседом, возьмите «ключ» для проверки, проверьте и оцените работу.
Фронтальный опрос
- Почему куриный бульон, введённый шприцем прямо в кровь, может вызвать гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасным и усваивается клетками?
- В чём вы видите разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»?
- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
- Какова роль ферментов в процессах пищеварения?
3.Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся.
1) Постановка учебных задач.
2) За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картошки, 3-х быков, 2-х баранов, совершенно случайно около 70-ти насекомых, а женщины еще и почти 4 кг губной помады.
Перед вами яблоко - это не только очень вкусный фрукт, но и продукт богатый различными питательными веществами. Когда мы едим, то не задумываемся о том, какой путь проделает яблоко в нашем организме, чтобы отдать нам питательные вещества.
Скажите, какая система нашего организма выполняет функцию переваривания пищи?
Как вы думаете, есть ли принципиальные отличия в строении пищеварительной системы у человека и млекопитающего?
4.Изучение нового материала
Демонстрация презентации. «Органы пищеварения»
Историческая справкаслайд №1.(на слайде памятник собаке Павлова)
Изучением пищеварительной системы занимался Иван Петрович Павлов (1849 – 1936), известный русский физиолог. В качестве подопытного животного он использовал собаку. В благодарность за это в городе Петербурге в 1935 году был установлен первый в мире памятник собаке - собаке Павлова с надписью « ОТ БЛАГОДАРНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Слайд №2.(схема: пищ.система со стрелками пищ.канал и пищ.железы)
Пищеварительная система человека состоит из двух отделов: пищеварительного канала и пищеварительных желез. ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ.
Слайд №3.(на слайде ротовая полость: смачивание (до 2 литров в день), обеззараживание (фермент слюны – лизоцим), пережевывание пищи (жевательные мышцы самые сильные в нашем организме, способны развивать усилие до 400кг).
Пищеварительный канал начинается с ротовой полости. В ротовой полости пища подвергается механической и первичной химической обработке. С помощью зубов разжевывается, измельчается. Жевать пищу надо очень тщательно, этим мы поможем нашему желудку. Народная мудрость гласит «Кто хорошо жует, тот долго живет»
Это интересно
Дотроньтесь языком до верхнего неба позади зубов. Почувствовали поперечные полоски? Это небные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается, у всех зародышей млекопитающих зубы закладываются в несколько рядов, но в итоге развивается только один ряд.
Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в 17 веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после протирания зубов солью.
- Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?
Давайте выполним следующий опыт, подтверждающий необходимость движения зубной щётки от десны к краю зуба.
Опыт: возьмите расчёску и начешите на неё вату так, чтобы часть её волокон застряла между зубьями расчёски. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щёткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчёски к их краям. Вата легко удаляется. Поэтому важно правильно пользоваться зубной щёткой.
Пережеванная пища смачивается слюной, которая выделяется в ротовую полость из слюнных желез. В ротовую полость выходят протоки трех пар больших слюнных желез: околоушных, подъязычных и поднижнечелюстных. Слюна, которой за сутки выделяется около 2 литров, смачивает и обеззараживает пищу. Пережеванная и смоченная пища, образовав пищевой комок, при помощи языка и мышц щек проталкивается в следующий отдел пищеварительной системы – ГЛОТКУ.
Слайд №4.(изображение глотки с миндалинами: надпись: небный язычок при глотании закрывает вход в носоглотку, лейкоциты, находящиеся в миндалинах обеззараживают пищу)
Глотка соединяет ротовую полость и пищевод. Сверху у самого входа в глотку свисает небный язычок, по краям, слева и справа от него, находятся миндалины, заполненные лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих в организм с пищей и воздухом. Но если миндалины воспаляются, их функция нарушается и возникает заболевание – тонзиллит, тогда миндалины становятся источником инфекции. Тонзиллит требует обязательного лечения.
Проблемная ситуация
Наверное, вы не раз слышали такое выражение «Когда я ем, я глух и нем». Почему так говорят?
Ответы учащихся.
Действительно, когда мы проглатываем пищу, вход в носовую полость закрывается небным язычком, а вход в гортань – надгортанником. Если мы говорим во время еды, то выдыхаемый воздух поднимает надгортанник и частички пищи, попадая в трахею, вызывают кашель.
Далее пищевой комок попадает в следующий отдел –ПИЩЕВОД.
Слайд №5.(мышечная трубка, продвижение пищи благодаря волнообразным сокращениям стенок)
Пищевод – это мышечная трубка, которая лежит за трахеей и из грудной полости через отверстие в диафрагме переходит в брюшную полость. При неизлечимых повреждениях пищевода его может заменить часть кишки, вшитая вместо удаленного пищевода.
Проблемная ситуация
Почему человек, глотая плохо прожеванную пищу, испытывает боль в области шеи?
Совершенно верно, трахея как вы знаете, состоит из полуколец, большие куски пищи, двигаясь по пищеводу, могут прижать трахею и вызвать боль и приступ кашля.
Двигаясь по пищеводу, благодаря сокращению его стенок, пища попадает в следующий отдел пищеварительной системы – ЖЕЛУДОК.
Слайд №6.(картинка, надпись: можетрастягиваться и вмещать до 2,5 литров, выделяет до 2,5 литров желудочного сока в сутки, пищеварение происходит только при температуре тела 35-37 градусов)
Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом, который препятствует выходу пищи назад в пищевод. В желудке пища задерживается, перемешивается и переваривается под действием желудочного сока, который выделяют железы желудка (на 1 см кв приблизительно 100 желез). Причем, желудочный сок может начать выделяться уже при одном только виде и запахе пищи, такой сок называют «аппетитным» или «запальным» соком. Затем пища начинает продвигаться в следующий отдел пищеварительной системы – ТОНКИЙ КИШЕЧНИК.
В кишечник пища попадает мелкими порциями, которые дозирует специальный клапан – ПРИВРАТНИК.
Слайд№7.(изображение тонкого кишечника, надпись- двенадцатиперстная кишка имеет длину, равную 12 пальцам; переваривается почти 80% углеводов и около 100% белков и жиров; ворсинки увеличивают поверхность всасывания (2500 ворсинок на 1кв.см)).
Тонкая кишка образует в брюшной полости несколько петель. Длина тонкого кишечника у взрослого человека примерно 4,5 метра. Начальный участок тонкого кишечника – двенадцатиперстная кишка (свое название она получила потому, что ее длина равна ширине 12 пальцев, сложенных вместе).
Слайд№ 8.(изображение поджелудочной железы, надпись - в сутки выделяется до 2 литров поджелудочного сока; отделение сока начинается через несколько минут после приема пищи и может продолжаться 6 – 14 часов)
В двенадцатиперстную кишку впадают протоки двух самых больших пищеварительных желез: поджелудочной железы (она выделяет в двенадцатиперстную кишку поджелудочный сок).
Слайд №9.(изображение печени; надпись – желчи выделяется до 1 литра в сутки; образование желчи идет непрерывно; в печени обеззараживается до 95% ядов, образующихся при пищеварении)
И печени, которая вырабатывает желчь. Избыток желчи скапливается в желчном пузыре и по мере надобности выделяется в кишку. В тонком кишечнике пища окончательно переваривается, и питательные вещества всасываются в кровь. А не переваренные остатки пищи продвигаются в следующий отдел пищеварительной системы – ТОЛСТЫЙ КИШЕЧНИК.
Слайд №10 (изображение толстого кишечника; надпись – не имеет ворсинок; не переваренная пища проходит в течение 12 часов; всасывается до 95% воды)
Начальный отдел толстого кишечника – слепая кишка, мешкообразное выпячивание. От нее книзу отходит червеобразный отросток – аппендикс. Аппендикс является частью иммунной системы человека, но если в него попадают остатки не переваренной пищи или болезнетворные бактерии, то может начаться воспалительный процесс – аппендицит. В толстой кишке из не переваренных остатков пищи обратно в кровь всасывается вода и минеральные соли. Пища продвигается по толстой кишке до 12 часов. Толстый кишечник заканчивается прямой кишкой и анальным отверстием.
Слайд № 10. Это интересно (бактерии толстого кишечника, если есть картинка; бактерии образуют некоторые витамины, но под действием бактерий образуются и ядовитые вещества)
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
5.Закрепление.
Итак, мы проследили продвижение пищи по пищеварительному каналу.
А теперь, давайте восстановим этот путь.
Работа в группах. Повернитесь друг к другу, образуйте мобильные группы.
У вас на партах лежат карточки с названиями отделов пищеварительной системы, названиями процессов, происходящих в них и названиями пищеварительных желез.(Приложение 2) Ваша задача отделить отделы пищеварительной системы от пищеварительных желез и соотнести их с той ролью, которую они выполняют в пищеварении. Одна группа выполнит эту работу у доски.
Работа закончена. Давайте проверим, есть ли замечания? Поднимите руку те, у кого работа выполнена правильно. Теперь восстановите последовательность органов пищеварительной системы у себя в тетрадях.
Хорошо. В конце урока мне хотелось бы затронуть еще одну проблему.
Мы начали наш урок с яблока, им и закончим. Сейчас очень модно стало увлекаться вегетарианством. Как вы считаете, подростку вегетарианство принесет вред или пользу?
6.Итоги урока. Рефлексия.
Приём «Цепочка пожеланий»
Учащиеся обращаются к товарищу, продолжая предложение: - я желаю тебе…
Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали.
Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Параграф № 39, по желанию составить кроссворд (количество слов не оговаривать).
Спасибо вам за урок!
Приложение 1
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Что из перечисленного не относится к пищевым продуктам?
а). ХЛЕБ в). МЯСО
б). ЯЙЦА г). УГЛЕВОДЫ
2. Какие питательные вещества, как правило, не вырабатываются в организме?
а). БЕЛКИ в). УГЛЕВОДЫ
б). ВИТАМИНЫ г). ЖИРЫ
3. Какие питательные вещества откладываются в печени человека в виде гликогена?
а). БЕЛКИ в). ЖИРЫ
б). УГЛЕВОДЫ г). ВИТАМИНЫ
4. Какие вещества обеспечивают прочность зубов и костей?
а). ВОДА в). МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
б). УГЛЕВОДЫ г). БЕЛКИ
5. Почему нельзя есть кочерыжку от капусты?
а). НЕВКУСНАЯ в). ПЛОХО ЖЕВАТЬ
б). ДОЛГО ЧИСТИТЬ г). НАКАПЛИВАЕТ НИТРАТЫ
6.В неизменном виде человек может усваивать:
а). ВОДУ в). БЕЛКИ
б). ЖИРЫ г). УГЛЕВОДЫ
«КЛЮЧ» К ТЕСТУ
- Г 3. Б 5. Г
- Б 4. В 6. А
Приложение 2
Раздаточный материал для работы у доски
РОТОВАЯ ПОЛОСТЬГЛОТКАПИЩЕВОДЖЕЛУДОК
ТОНКИЙ КИШЕЧНИКТОЛСТЫЙ КИШЕЧНИК
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫЖЕЛЕЗЫЖЕЛУДКА
ПЕЧЕНЬПОДЖЕЛУДОЧНАЯЖЕЛЕЗА
МЕХАНИЧЕСКАЯ И ПЕРВИЧНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ
ОБРАБОТКА ПИЩИ
ДВИЖЕНИЕ ПИЩЕВОГО КОМКА В ЖЕЛУДОК
ПЕРЕМЕШИВАНИЕ и ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ И ВСАСЫВАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В КРОВЬ
ВСАСЫВАНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБРАТНО ВКРОВЬ И ВЫВЕДЕНИЕ НЕПЕРЕВАРЕННЫХ ОСТАТКОВ ИЗ ОРГАНИЗМА
ВЫРАБОТКА ПОДЖЕЛУДОЧНОГО СОКА
ВЫДЕЛЕНИЕ ЖЕЛЧИ
СМАЧИВАНИЕ И ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ПИЩИ
ВЫДЕЛЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА
раскрыть » / « свернуть