Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями
- Игнорировать истерические реакции.
- Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.
- Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
- Не стремиться угодить.
- Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
- Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.
- Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
- Требует много льгот для себя.
- Такие дети лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
1l.He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
12.Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
13.Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14.Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15.Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек - требования всех членов едины.
16.Ужесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение.
17.Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
18.Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
19.Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20.Повышать самооценку, уверенность в себе.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часть формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-го этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
- Не призывать к совести, не читать морали.
- Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т.д. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
- Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
- Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
- Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
- Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т.д.
- Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы.
- Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
- Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
- Включать в общественные посильные дела.
- Хвалить самостоятельность.
- Стимулировать личную ответственность.
- Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.
- Если уровень его притязаний завышен, помогите найди адекватный.
- Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
- Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
- Агрессивные дети часто бывают вооружены.
- Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
- Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
- В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
- Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение только после успокоения.
- Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
- Пусть за что-то отвечает в школе.
10.Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
11.Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12.«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
13.Свое плохое настроение не разряжать на нем.
14.Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Памятка родителю от ребенка
- Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно мне давать все то, что я требую. Я просто испытываю Вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.
- Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию на стороне.
- И кроме того, помните, что я люблю Вас, пожалуйста, ответьте мне любовью.
Рекомендации родителям
- Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его самостоятельности.
- Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии учителей-предметников.
- Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
- Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
- Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом.
- Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
- Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Когда, откуда и в каком виде ни вернулся ваш ребенок домой, ВСТРЕЧАЙТЕ ЕГО С ЛЮБОВЬЮ.
- Читайте литературу, посвященную воспитанию детей.
- Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Советы детей родителям
l. He балуйте нас, так как это портит. Испытание нам не по силам.
2. Не бойтесь быть с нами твердыми: это поможет нам. Мы любим сильных людей.
3. Часто мы говорим и делаем все, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на провокации.
4. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы об этом знали.
5. Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы ведь не хотите видеть нас в прислугах.
6. Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям. Это заставляет нас лгать.
7. Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы учимся подражать вам.
8. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
9. Не пытайтесь отделаться от наших вопросов, ибо ответы на них мы найдем на стороне и, возможно, неправильные.
10. Никогда не отвечайте на наши глупые вопросы. Это повод для того, чтобы вы занимались нами постоянно.
11 .Никогда не говорите, что в молодости вы были лучше и безгрешнее нас, иначе нам с вами не сравниться.
12. Не беспокойтесь о том, что мы мало времени проводим вместе. Значение имеет не то, сколько времени мы проводим, а как мы его проводим.
13. Наши страхи и опасения пусть вас не беспокоят. Покажите нам, что такое мужество.
14. Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки, одобрения.
- К похвалам мы привыкаем, а к уместному нагоняю нет. Решайте сами, что лучше.
- Мы любим вас. Ответьте нам тем же.
Советы родителям по воспитанию девочки и мальчика
- Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку — наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.
- Мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Поэтому, в случае предъявления к нему претензий, ограничьте длину нотаций. Объясните сыну очень коротко и конкретно, чем Вы недовольны.
- В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя и др.)
- Мальчики (на уроке и дома) не могут набрать оптимальный уровень работоспособности так же быстро, как девочки. Эту способность родителям необходимо учитывать и не пытаться форсировать учебную активность, это вызовет явную или скрытую агрессию. Наберитесь терпения!
- Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен: унижать женское достоинство матери, вспоминать ее ошибки, подчеркивать ее умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на ее экономической зависимости.
Родителям о наказании
- Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
- Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
- Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
- Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
- Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Рекомендации родителям «Как избежать семейных конфликтов»
Создать семью просто, гораздо больших сил, затрат и умений требуется, чтобы сохранить её. Очень важно за бытовыми проблемами и суетой повседневной жизни не растерять любовь, нежность и теплоту. Психологи предлагают пять правил, которые помогут сохранить любовь, мир и спокойствие в вашей семье.
Правило первое. Постарайтесь избегать в общении с детьми следующих фраз: «Я тебе тысячу раз говорил (а), что...», «Сколько раз тебе повторять...», «Ты стал (а) таким... (невнимательным, грубым, скучным и т.д.)», «Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...», «О чем ты только думаешь?..», «Неужели трудно запомнить, что?..», «Неужели тебе непонятно, что?..»
И как можно чаще произносите: «Ты у меня самый (ая)... (умный, красивый, сильный и т.д.)», «Tы у меня молодец (умничка)...». «Ты меня всегда правильно понимаешь...», «У меня ближе и роднее тебя никого нет...», «Посоветуй мне, ты ведь хорошо разбираешься в...», «Как я тебе благодарен за...», «Я бы никогда не сумела(а) сделать так хорошо, как ты...»
Правило второе. Время от времени в доброжелательной форме и спокойном тоне обсуждайте и анализируйте все обоюдные претензии.
Правило третье. Стремитесь к совместной деятельности с детьми к общей увлеченности спортом, искусством. Просто необходимы совместные действия, но без критики друг друга!
Правило четвертое. Находите в окружающих вас людях (друзьях, родственниках) как можно больше доброго, интересного, привлекательного и как можно чаще говорите о них хорошее. И ни при каких условиях в присутствии окружающих не говорите о своих детях плохих слов, не осуждайте и не высказывайте негативных эмоций.
Правило пятое. Когда у людей не все получается или получается не так, как хочется, они пытаются скрыться от проблем, занижая требовательность к себе и как бы возвращаясь к беззаботному детству. Развивайте в своих взрослых детях взрослую часть личности. Ведите активный образ жизни: больше общайтесь с разными людьми, заводите новые знакомства, проводите вместе отпуска, путешествуйте, посещайте театры, концерты, обсуждайте книги. Все это развивает человека и заставляет почувствовать вкус взрослой самостоятельной жизни, а не беспечного детского положения.
Любите друг друга, берегите друг друга, и ваша семья будет по-настоящему счастливой и благополучной.
раскрыть » / « свернуть