Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Педагог может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере ;
- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
- в сфере педагогической психологии и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом педагог может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:
- самопознание;
- самопрограммирование;
- самовоздействие.
Самообразование процесс очень долгий и трудоемкий.
Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают преподавателя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.
Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот педагог, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от педагогического воздействия к е педагогическому обучению, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями.
Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:
- Что обеспечивает успех моей деятельности?
- Что влияет на ее результат?
- Какова цель моего педагогического труда?
- Каков должен быть результат? Как его измерить?
- Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Преподавателю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.
Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность.
1. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию
1) Ежедневная работа с информацией.
Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общеучилищному мероприятию, срезу знаний и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источники знаний следующие:
- Телевидение.
- Газеты, журналы.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
- Интернет.
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Платные курсы.
- Семинары и конференции.
- Мастер-классы.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
- Курсы повышения квалификации.
2) Желание творчества.
Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.
3) Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».
4) Общественное мнение.
Преподавателю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.
5) Материальное стимулирование.
Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
6) Интерес.
Учиться просто интересно. Говорят: «Врач, исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
2. Функции самообразования:
- компенсация недостатков полученного образования;
- постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;
- непрерывное развитие творческого потенциала личности.
3. Алгоритм работы преподавателя по самообразованию может быть следующим:
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы училища; формулирование личной и ндивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ПЦК, посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
4. Рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов
4.1. Структура плана по самообразованию
1) Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) включает в себя:
- изучение научно-методической и учебно-методической литературы;
- изучение периодической печати;
- посещение библиотек;
- знакомство с работами других педагогов;
- ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2) Практический этап включает:
- составление картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;
- разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;
- разработка конспектов занятий;
- разработка рекомендаций, памяток для педагогов и родителей, подготовка консультаций по теме;
- разработка и апробирование работы по конкретному разделу программы – составление календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;
- разработка проекта;
- разработка опросников для диагностирования обучающихся;
- создание фотоальбомов или видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;
- создание собственных методических пособий, атрибутов;
- участие в работе конференций, семинаров.
3) Итоговый этап (отчет) в следующих формах:
- презентация проекта;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- мастер-классы;
- участие в конкурсах «Учитель года» «Классный руководитель года»;
- внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;
- ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);
- неделя педагогического мастерства;
- анализ взаимопосещений, видеоматериалов;
- выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
4.2. Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
4.2.1. Рекомендации по выбору темы по самообразованию.
В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.
4.2.2. Цели самообразования:
- повышение профессиональной компетентности;
- расширение педагогических и психологических знаний
- углубление знаний по методике учебных предметов;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышение общего культурно уровня преподавателя.
Для молодых специалистов:
- адаптация педагогической деятельности,
- осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
- обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:
- усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
- овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
- формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
- применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих преподавателей:
- актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
- проявление творческого потенциала педагога;
- развитие исследовательской деятельности.
4.2.3. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
- актуальность;
- учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
- тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
4.2.4. Проблемы организации самостоятельной работы и пути решения
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
- не могут правильно сформулировать тему самообразования;
- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
- не могут сформулировать цель и задачи работы.
Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) - ЧЕГО-ТО. Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста».
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Изучаемый процесс
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние
Предмет исследования
Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
Условия
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- изучите современные взгляды на проблему;
- используйте опыт других педагогов.
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
- по мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
- записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
- записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
- пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи работы
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности исследования: Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать.
Частичный предмет исследования: Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации.
5. Традиционные методы самообразования
1. Самостоятельная работа с литературой:
- знание источника информации;
- умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;
- оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности;
2. Самостоятельные тренинги и упражнения.
3. Самостоятельные практические задания
- разработка заданий для дальнейшего самообразования;
- шлифовка профессиональных качеств;
- проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации.
4. Отношение:
- с коллегами;
- получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы района, научных сотрудников.
6. Результаты самообразования
Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
7. Рекомендации педагогу по самообразованию:
- создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду;
- поддерживайте связь с творческими людьми;
- расширяйте свой кругозор – читайте;
- путешествуйте;
- развлекайтесь, играйте и шутите;
- приобщайтесь к искусству;
- используйте современные технологии
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общеучилищной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала, какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учащихся).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами отдела образования).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней, какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.
Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
1. Индивидуальный план по самообразованию на _______ год
1.Педагог
2.Категория
3. Образовательная организация
4. Образование (когда, какое учреждение закончил)
5. Обучение на курсах
6. Когда по какой теме
7. Индивидуальная тема по самообразованию (допускается разработка плана от 1 до 3 лет)
8. Цели и задачи самообразования по теме
9. Когда начата работа над темой, срок ее завершения
10. Предполагаемый опыт изучения
11. Изучение передового опыта коллег (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий)
12. Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, внеклассные и внеучилищные мероприятия, участие в конференциях и мероприятиях)
13. Практические выходы (планы – конспекты уроков, мероприятий, доклады, рефераты)
14. Когда и где выступал с сообщением о личном педагогическом опыте
15. Изучаемая литература по теме по окончании срока темы самообразования
- План отчёта по самообразованию преподавателя ___________________________________ за ________________________ уч.г.
1. Литература, изученная по данной проблеме
2. Основные направления в работе
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.
б) выступления по темам
в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы
3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования
4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию:
а) какие методы, формы использовали?
б) какой результат достигнут?
5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:
а) составление каталога литературы;
б) обобщение диагностического материала;
в) выступление на педсовете и т.д.;
г) обобщение опыта.
Приложение 3
АЛГОРИТМ
РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
УСПЕХОВ И УДАЧИ В НОВЫХ ОТКРЫТИЯХ!!!!
раскрыть » / « свернуть