№
п/п
|
Наименование мероприятий
|
Ответственный за проведение
|
Срок
Проведения
|
Планируемый результат
|
- Общие организационные мероприятия в учреждении образования
|
|
Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медико-гигиенического исследования
|
Медицинский работник Специалисты ЦГЭ
|
Сентябрь
|
Выявление приоритетных проблем, формирующих нарушения здоровья Индивидуальные заключения и рекомендации
|
|
Информация на сайте учреждения образования о состоянии здоровья учащихся и основных мероприятиях по профилактике его отклонений
|
Медицинский работник
Руководство УО
|
Октябрь
|
Повышение информированности всех участников образовательного процесса о ситуации с состоянием здоровья учащихся и факторах его формирующих
|
|
Разработка программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса и контроль выполнения
|
заместитель директора по учебной работе
|
Август
|
Повышение уровня санитарно- эпидемиологического благополучия
|
|
Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карты контроля санитарно- эпидемиологического благополучия (чеклиста)
|
Администрация
|
в течение года
|
Выявление приоритетных проблем в обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия
|
|
Создание психологического комфорта путем правильной организации образовательного процесса, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащимся
|
Педагогический коллектив
|
в течение года
|
Минимизация школьной тревожности у учащихся
|
|
Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон)
|
Педагогический коллектив
|
в течение года
|
Обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия
|
- Основные составляющие мероприятий по обеспечению здоровьесбережения
|
|
Информирование по имеющемуся международному и национальному опыту здоровьесбережения
|
Специалисты ЦГЭ
|
в течение года
|
Повышение уровня заинтересованности всех участников образовательного процесса в вопросах соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения
|
|
Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний
|
Медицинский работник Специалисты ЦГЭ
|
1 раз в квартал
|
|
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах
|
Медицинский
работник УО
администрация
|
в течение года
|
|
Выступление на родительских собраниях и педагогических советах с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях в период обучения в гимназии
Тематика выступлений:
«Основные ошибки в организации питания учащихся в домашних условиях и в школе»;
«Практические шаги в обеспечении нормальной осанки в школе и дома»;
«Как сберечь детские глазки: помощь в школе и дома»;
«Какую пользу приносит движение»; «Компьютер и здоровье»; «Пять компонентов рационального режима дня» и др.
|
Медицинский
работник
Педагогический коллектив
|
в течение года
|
11.
|
Включение вопросов здоровьесбережения в материалы классных часов
|
Классные
руководители
|
1 раз в четверть
|
Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения
|
|
Организация Дней здоровья
|
зам. директора по ВР
|
1 раз в четверть
|
|
|
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы)
|
Медицинский работник
Учителя по предметам, классные руководители
|
в течение года
|
|
|
Проведение медицинских осмотров, вакцинация учащихся и педработников
|
Медицинский работник
администрация
|
в течение года
|
Повышение уровня заинтересованности всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения
|
|
Диагностика учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам («Проблема распространения СПИДа/ВИЧ»; «Формирование представлений о ЗОЖ», «Незаконченные тезисы», «Шкалирование», «Что ты знаешь о курении?», «Вредные привычки», «Состояние здоровья и самочувствия»)
|
СППС
|
в течение года
|
Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения
|
- Мероприятия пo обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в учреждении образования
|
3.1. Оптимизация двигательного режима учащихся
|
|
Обеспечение динамического компонента учащихся 60 мин в течение дня.
|
Администрация
|
Ежедневно
|
Формирование мотивации в необходимости больше двигаться
|
|
Организации не менее 25 % перемен на открытом воздухе
|
Администрация
|
Ежедневно
|
Повышение
заинтересованности
учащихся в
увеличении
двигательной
активности
Формирование
навыков постоянной
потребности в
движении
|
|
Разработка и осуществление плана на учебный год по организации спортивно-массовых мероприятий
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
В течение года
|
|
Эстетическое оформление учреждения образования (кабинеты, информационные стенды «ЗОЖ», «Правильное питание», оформление стенда «Наши спортивные достижения» и др.)
|
Администрация
|
В течение года
|
|
Организация работы катка в зимнее время
|
Учителя физич. культуры и здор.
|
декабрь-февраль
|
|
Участие в районных соревнованиях по зимнему многоборью, традиционных легкоатлетич. эстафетах
|
Учителя физич. культуры и здор.
|
в течение года
|
|
Оздоровление детей в пришкольном лагере
|
Администрация
|
каникулярное время
|
|
Организация работы скалодрома, борцовского зала
|
Руководители кружков
|
1 раз в неделю
|
Повышение
заинтересованности
учащихся в
увеличении
двигательной
активности
Формирование
навыков постоянной
потребности в
движении
|
|
Проведение физкультминуток на уроках для профилактики развития статического напряжения
|
Педагоги
|
на каждом уроке
|
|
Проведение динамических уроков
|
Педагоги
|
1 урок вдень
|
|
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов
|
Руководство УО
|
Постоянно
|
|
Оснащение рекреаций спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся
|
Руководство УО
|
Август
|
|
Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни
|
Родители
|
Постоянно
|
3.2. Оптимизация питания учащихся
|
|
Коррекция школьных завтраков с учетом требований к рациональному питанию и выявленных нарушений
|
Руководство УО
|
по мере выявленных нарушений
|
Коррекция
перспективного меню УО, повышение осведомленности родителей в вопросах организации питания
в домашних условиях для повышения адаптационных
возможностей учащихся и профилактики различных заболеваний
|
|
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях
|
Медицинский работник
Руководство УО
Законные представители обучающихся
|
Постоянно
|
|
Подготовка памяток для учителей и родителей по вопросам рационального питания
|
Медицинский работник Специалист ЦГЭ
|
1 раз в год
|
|
Проведение конкурса среди учащихся «О пользе продуктов» (презентация проектов, сделанных учащимися)
|
Руководство УО
|
1 раз в год
|
|
Организация полноценного горячего питания в школе, пропаганда правильного питания (беседы, информационные стенды, агитлистовки)
|
Руководство УО, классные руководители
|
Постоянно
|
- Мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленных особенностями организации образовательного процесса («болезней школьного возраста»)
|
4.1. Профилактика нарушений осанки
|
|
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места
|
Педагоги
|
сентябрь, январь
|
Формирование правильной осанки и предупреждение развития патологии позвоночника
Укрепление мышечного корсета
|
|
Рассаживание учащихся учетом состояния здоровья:
-учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом - в первый и третий ряды;
-учащиеся часто болеющие ОРВИ рассаживают в отдалении от наружной стены;
|
Педагоги
|
2 раза в год
|
|
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей на спине
|
Законные
представители
учащихся
|
Постоянно
|
|
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки
|
Медицинский
Работник
|
1 раз в год
|
|
Размещение в учебных помещениях ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования
|
Учащиеся
|
Постоянно
|
|
Оснащение учебных помещений ученическими конторками
|
Учащиеся
|
Постоянно
|
|
Подготовка памятки и размещение ее на сайте УО о гигиенических требованиях и правилах использования учебной мебели
|
Медицинский работник, специалисты ЦГЭ
|
Сентябрь
|
|
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности
|
Педагоги
Родители
|
Постоянно
|
4.2. Профилактика нарушений зрения
|
|
Информация на сайт по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т.ч. по подбору учебных изданий с учетом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиеничесгсих показателей)
|
Медицинский работник, специалисты ЦГЭ
|
1 раз в год
|
Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах охраны зрения
|
|
Обеспечение естественного левостороннего освещения при посадке учащихся в учреждении УО и в домашних условиях
|
Педагоги
Законные представители
Обучающихся
|
Постоянно
|
|
Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении
|
Руководство гимназии, Педагоги
|
по мере необходимости
|
|
Предпочтительный выбор парте наклонной поверхностью
|
Администрация
|
при закупках мебели
|
|
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами)
|
Педагоги
Законные представители
Обучающихся
|
Постоянно
|
|
Коррекция зрительных внеучебинх нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки;
|
Законные представители
Обучающихся
|
Постоянно
|
|
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 часа в день на расстояние до экрана 3-5 м (в зависимости от размера экрана телевизора))
|
Законные представители
обучающихся
|
постоянно
|
|
Воспитание у учащихся полезной привычки - чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости;
|
Педагоги
|
Постоянно
|
|
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит)
|
Законные
представители обучающихся
|
Постоянно
|
|
Соблюдение режима мытья окон
|
Администрация
|
с наружной стороны 3 – 4 раза в году, с внутренней стороны – ежемесячно
|
|
Обучение педагогов правилам проведения физкультминуток и формирование «Копилки» физкультминуток для глаз
|
Педагоги
|
1 раз
в полугодие
|
|
Обучение учащихся гимнастике для глаз
|
Педагоги
Учащиеся
|
в течение года
|
|
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: (непрерывная продолжительность чтения для младших школьников — 15-20 минут, для среднего возраста - 25-30 минут, для старших школьников - 45 минут) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы
|
Педагоги
Законные представители
обучающихся
|
Постоянно
|
|
Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения учащихся в домашних условиях
|
Медицинский
работник
|
I раз в год
|
4.3. Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности
|
|
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности
|
Психолог
|
1 раз в год
|
Поддержание работоспособности учащихся на оптимальном уровне Профилактика переутомления Профилактика школьных стрессов
|
|
Групповые занятия учащихся с психологом:
— Развитие коммуникативных навыков.
— Методы психологической разрядки
— Навыки снятия психоэмоционального напряжения
|
Психолог
|
1 раз в неделю
|
|
Повышение уровня грамотности педагогов в области психофизиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по
|
Психолог
|
Постоянно
|
|
Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
|
Педагоги
|
Постоянно
|
|
Индивидуальная работа психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности
|
Психолог
|
по мере необходимости
|
|
Беседы психолога с педагогами:
— Профилактика школьной тревожности
— Как создать для ребенка ситуацию успеха
— Проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решение
|
Психолог
|
по мере необходимости
|
|
Обучение родителей, как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребенку; возможна организация групповой формы работы с родителями детей из групп риска - «группы поддержки».
Основные тематические направления работы:
как создать для ребенка ситуацию успеха в школе и
дома,
как дозировать эмоциональные нагрузки, коррекция психоэмоционального состояния ребенка, навыки снятия психоэмоционального напряжения, оценка психологической обстановки в семье.
|
Психолог
|
2 раза в год
|