Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ

ГУО «СШ №2 г. Городка»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Массовой формой каникулярного отдыха является организация лагерей с дневным пребыванием детей, а в летний период – лагерей различного профиля (с дневным пребывание, лагерей труда и отдыха). Организация работы лагерей играет значительную роль в структуре оздоровления обучающихся и востребованы  и родителями, и детьми. Для многих семей посещение оздоровительного лагеря становится наиболее доступной формой организации отдыха их детей.

Главной ценностью каникулярного периода является наличие у детей свободного времени. Сфера свободного времени позволяет детям выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в социальной ситуации и ценностной динамике в сознании личности. Опираясь на закономерности досуга, сфера свободного времени существенно расширяет возможности успешного решения задач самореализации, самоопределения, формирования отзывчивости на общественные проблемы, умения детей приобретать новый социальный опыт.

Не  менее важным является формирование у детей жизненных норм, способствующих сохранению  и укреплению здоровья и выработки у детей стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятным факторам внешней среды.

С точки зрения социально-экономических и политических интересов, как государства, так и каждого отдельного человека, сохранение и укрепление здоровья является одной из приоритетных задач. Здоровье детей напрямую определят уровень здоровья взрослого населения в последующие годы и, как следствие, состояние трудовых ресурсов государства.

Программа определяет цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной и оздоровительной работы с детьми в возрасте от 6 до 18 лет¸ нуждающимися в оздоровлении, и направлена на воспитание личности и укрепление ее здоровья, в том числе формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.

Программа разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006г. №125, Программой непрерывного воспитания  детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.05.2011г. № 16, Концепцией санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 г. № 1478, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 года № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Структура программы разработана на основе деятельностного подхода в воспитании личности и на основе закрепленных в Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь требований к комплексу оздоровительных мероприятий и включает следующие разделы: развивающая и воспитывающая деятельность; комплекс мероприятий по оздоровлению.

В программе отражены ведущие виды деятельности:

- познавательная деятельность;

- творческая деятельность;

- игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность.

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность является сущностью воспитательного процесса. В ее основе лежит восприятие и отражение объективного мира в сознании, результатом которого является новые знания, открытие законов природы и общества, обнаружение способов действия с предметами и явлениями.

Творческая деятельность

Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.

Игровая деятельность

Игровая деятельность является одним из способов проявления активности личности. Мотивы игры лежат не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. Способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Коммуникативная деятельность

Передача информации от человека к человеку в процессе личностного взаимодействия. Через коммуникации воспитания реализуется как социальное явление.

Комплекс мероприятий по оздоровлению включает следующие подразделы:

vмедицинское сопровождение процесса оздоровления;

vздоровьесберегающая организация образовательного и воспитательного процессов;

vрациональная организация питания и питьевого режима;

vфизкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия;

vиспользование природно-рекреационных ресурсов территории;

vсоздание здоровьесберегающей предметной среды.

Формы организации оздоровления детей:  сезонный  оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.

Оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополни­тельного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Оздоровительные лагеря могут быть различных профилей: художественного, технического творчества, экологического, туристского, краеведческого, спортивного и других. Смена профильного оздоровительного лагеря - период нахождения творчески одарённых и социально активных детей с целью их оздоровления и участия в образовательной деятельности.

Сроки нахождения детей в оздоровительном лагере могут составлять в период каникул: летних - не менее 18 дней (оптимальный срок 21); весенне-осенне-зимних - не менее 6 дней; в палаточных передвижных – 9-12 дней.

На основании программы в оздоровительных лагерях разрабатываются планы воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (далее План воспитательной работы смены), в которых устанавливаются цели, задачи, содержание, формы, методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, которые могут иметь различную направленность в зависимости от потребностей и интересов воспитанников.

Среда в учреждении должна быть насыщенной, яркой, много внимания в ней должно быть уделено пространственно-предметному оформлению. Значительное место в системе воспитательной деятельности отводится праздникам, во время проведения которых создается ощущение радости, счастья.

 

 

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель- создание условий для эффективного педагогического взаимодействия для организации отдыха и оздоровления детей, формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности, выработки у учащихся стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятным факторам внешней среды.

Задачи:

- определить основные направления воспитания и оздоровления, ведущие виды деятельности детей в учреждениях образования, реализующих программу;

- раскрыть содержание развивающей и воспитывающей деятельности, комплекса мероприятий по оздоровлению;

- ориентировать деятельность педагогов на формирование у воспитанников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

Реализация программы будет способствовать:

организации разностороннего, познавательно и эмоционально насыщенного досуга с разумным включением в него оздоровительной практики;

вовлечению детей и подростков в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками;

интеграции детей и подростков в культурно-досуговую среду, которая позволит оказывать на них целенаправленное педагогическое воздействие;

         формированию у детей и подростков умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга;

         повышению уровня знаний детей и подростков по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения;

         культивированию у детей и подростков осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью;

         формированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

 

Правовую основу воспитательного и оздоровительного процессов составляют: Конституция Республики Беларусь (1996), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Санитарные нормы, правила   и гигиенические нормативы   № 16-1-2008  «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях», Концепция санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь (2006), Законы Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000), «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 года № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Необходимым элементом в системе нормативного правового обеспечения воспитательного и оздоровительного процессов являются нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь инструктивно-методического, рекомендательного характера, а также локальные документы, разрабатываемые Бобруйским районным исполнительным комитетом и отделом образования Бобруйского райисполкома.

 

 

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

 

         Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторингов организации работы  учреждений образования по формированию навыков здорового образа жизни, анализа процента оздоровления за учебный год, анализа проведения мониторинга уровня воспитанности и здоровья (раз в два года).

Показателями эффективности организации воспитательного процесса в учреждениях, реализующих программу является:

- формирование у детей таких видов опыта как опыт участия в социально значимой деятельности;

- успешная самореализация в различных видах деятельности;

- положительная динамика развития интеллектуальных, творческих

способностей, лидерских качеств личности;

- установление дружеских и конструктивных отношений между детьми;

- участие детей в творческой и коллективной деятельности;

- ответственное отношение к своему здоровью;

-сформированность умения оценить поступки других людей и произвести самооценку;

- реализация на практике своих знаний, умений, навыков.

Показателями эффективности организации оздоровительного процесса в учреждениях, реализующих программу являются:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий внешней среды;

- организация рационального сбалансированного питания детей;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- полноценная и эффективная работа с детьми всех групп здоровья;

- обеспечение комфортного пребывания детей в условиях временного коллектива;

- адаптация и успешная самореализация в условиях быстроменяющихся отношений во временном детском коллективе;

- систематический контроль за личной гигиеной детей.


 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

Познавательная деятельность

  1.  

Организация и проведение в учреждении образования и оздоровительных лагерях мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам в Республике Беларусь.

2013-2015

Администрация

  1.  

Реализация мероприятий ІІІ этапа республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусii тым ганаруся».

2013-2015

Администрация

  1.  

Проведение мероприятий гражданско-патриотической, историко-краеведческой направленности, в том числе:

-          конкурсов, фестивалей, викторин, выставок, посвященных празднованию годовщин освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

-          акций «Растим патриотов Беларуси», «Дорогами освобождения», «Мы победили!»;

-          декады гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»

2013-2015

Администрация

  1.  

Проведение мероприятий, направленных на ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе.

 

Постоянно

Администрация

  1.  

Проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Независимости Республики Беларусь, в том числе:

-          участие в республиканской акции «Квітней, Беларусь!»;

-          участие в акции «Я люблю тебя, Беларусь!»

Ежегодно

Администрация

  1.  

Проведение акций «Здоровый я – здоровая страна», «Молодежь против табака» и др.

Ежегодно

Администрация

  1.  

Организация и проведение трудовых, общественных акций.

Постоянно

Администрация

  1.  

Проведение мероприятий среди учащихся по правилам безопасной жизнедеятельности и действий (в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций):

-          проведение обучения правилам безопасного поведения;

-          проверка знаний по соблюдению мер безопасности на воде, на льду, на дороге, на улице, в лесу, во время пожара, при работе на компьютере (с использованием активных форм и методов работы: игр, викторин, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций и т.д.);

-          оформление уголков по правилам безопасной жизнедеятельности.

Постоянно

Администрация

  1.  

Проведение экскурсий по родному краю, походов.

 

 

Ежегодно

Администрация

Творческая деятельность

  1.  

Проведение в учреждении образования и оздоровительных лагерях мероприятий по нравственному воспитанию учащихся,   формированию нравственной культуры личности.

2013-2015

Администрация

  1.  

Проведение мероприятий, направленных на развитие творческих способностей и поддержку одаренных учащихся.

2013-2015

Администрация

  1.  

Проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере, изучение истории семей, создание семейных летописей, оформление фотоальбомов, семейных газет.

Постоянно

Администрация

  1.  

Вовлечение учащихся в мероприятия по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к учреждению образования, оздоровительному лагерю, природных и культурно-исторических объектов.

Постоянно

Администрация

  1.  

Организация занятий по интересам, кружков, спортивных секций лагерей.

Постоянно

Администрация

  1.  

Использование возможностей детских и молодёжных общественных объединений и организаций при проведении мероприятий.

Постоянно

Педагог организатор

  1.  

Организация торжественного открытия и закрытия лагерной смены.

Постоянно

Начальник лагеря

  1.  

Разработка программ летнего оздоровления и занятости обучающихся

Ежегодно

Начальник лагеря

Игровая деятельность

  1.  

Проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися.

 

2013-2015

Учителя физ-ры, педагог -организатор района

  1.  

Проведение спортивных состязаний «Снежный снайпер».

 

2013-2015

Учреждения Учителя физ-ры,

  1.  

Проведение в учреждении образования и оздоровительных лагерях мероприятий, направленных на формирование экологического мировоззрения и экологической культуры.

2013-2015

Администрация

Коммуникативная деятельность

 

  1.  

Проведение в учреждении образования, оздоровительных лагерях мероприятий по формированию культуры самопознания и саморегуляции личности.

Постоянно

Специалисты СППС

 

  1.  

Проведение мероприятий, направленных на формирование информационной культуры учащихся.

Постоянно

Администрация

 

  1.  

Проведение мероприятий, направленных на обучение бесконфликтному поведению, развитие межличностных отношений и эффективное взаимодействие.

Постоянно

Специалисты СППС

 

  1.  

Организация работы волонтёрских, вожатских  отрядов, отрядов милосердия.

2013-2015

Педагог организатор

 

  1.  

Организация работы по самоуправлению.

Постоянно

Педагог организатор

 

 

Социально-педагогическая поддержка и оказание

психологической помощи учащимся

Составление социально-педагогической характеристики лагеря.

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Изучение временного детского коллектива.

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Совершенствование деятельности педагогов-психологов учреждений образования по изучению индивидуальных особенностей и склонностей учащихся с целью их социальной адаптации.

Постоянно

Учреждения образования

Оказание работы консультационного пункта по проблемным вопросам

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение

Проведение совещаний при начальнике отдела образования, инструктивно-методических совещаний, педагогических советов, совещаний при директоре по организации оздоровления

Постоянно

Отдел образования,

учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Проведение совместных мероприятий с медицинскими работниками по рассмотрению вопросов организации воспитательной и оздоровительной работы с детьми с учётом медицинских показаний и индивидуальных особенностей детей.

 

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Обеспечение работников лагерей  методическими рекомендациями, памятками по различным направлениям воспитательной и оздоровительной работы.

 

Постоянно

Отдел образования,

учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Проведение методической учёбы с вновь назначенными воспитателями, молодыми специалистами.

 

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Проведение инструктивно-методических совещаний, планерок  с работниками лагерей.

2013-2015

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Оформление стендовой информации о работе лагерей.

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Организация эффективного взаимодействия с семьёй

в рамках организации оздоровления учащихся

Мониторинг запросов семьи по организации оздоровления и отдыха учащихся.

Ежегодно

Учреждения образования

Информирование родителей о формах занятости в период каникул.

Ежегодно

Учреждения образования

Индивидуальная работа с семьями учащихся, признанных находящимися в СОП, по вопросам организации полноценного отдыха и оздоровления несовершеннолетних в период каникул.

Постоянно

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Привлечение родительской общественности к участию в организации оздоровления и занятости учащихся в период каникул.

Постоянно

Учреждения образования

Вовлечение родителей в спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники, фестивали, акции, игры и  др.

2013 - 2015

Учреждения образования

Организация работы специалистов СППС по вопросам просвещения родителей.

Постоянно

 

Учреждения образования, оздоровительный лагерь «Бобренок-2010»

Изучение удовлетворенности родителей организацией  оздоровления  учащихся.

Ежегодно

 

Учреждения образования


 

Разделы сайта