Технология создания проектов
по воспитательной работе в школах, классах, объединениях
Данные методические рекомендации по своей структуре являются связующим звеном между теорией и практикой и позволяют педагогу обоснованно проектировать, организовывать воспитательный процесс. Работа по системе, предложенной в данных материалах, усилит осмысление каждым участником образовательного процесса роли и значимости воспитания в личностном росте и общественном развитии учащихся. Материал предназначен для педагогов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения, а также для слушателей курсов повышения квалификации.
Введение
Уважаемые педагоги, если эти методические рекомендации оказались у Вас, значит Вы неравнодушны к будущему подрастающего поколения и способны оказать влияние на личностное развитие учащихся.
На наш взгляд, эти материалы Вам помогут в практической реализации целенаправленного воспитания. В них Вы найдете технологию создания воспитательного проекта, а также познакомитесь с технологическими основами и алгоритмом проектирования.
Приступая к проектированию, не забудьте: воспитание – это процесс сложный и многогранный; необходимо учитывать все факторы, влияющие на его динамику и развитие.
В основу создания этих методических рекомендаций легли работы М.Р. Мирошкина, кандидата педагогических наук, директора Центра воспитательных систем г. Москвы, и В.П. Сазонова, доцента кафедры экономики и управления народным образованием ИУУУР.
Однако стоит заметить, что данные материалы ориентируются на психолого-педагогические особенности учащихся, проживающих в нашем регионе, на специфику развития образовательных услуг в нашей республике и на те цели и задачи, которые ставят перед педагогами наше общество и государство.
Воспитание как целенаправленное создание условий для разностороннего развития, саморазвития личности ребенка и становления его как социально зрелой личности, требует продуманного проектирования этого процесса в рамках учебного заведения, класса, объединения, а значит, системного подхода в воспитательной деятельности.
В основу проектирования развивающего воспитательного пространства входят:
- Организация системы взаимодействия всех педагогов и воспитателей:
Составляющими этого процесса являются:
-целеполагание и определение принципов воспитательной деятельности в учебном заведении, классе, объединении;
-четкое разграничение функций каждого педагога;
-проектирование ведущих направлений деятельности каждого для достижения общего результата;
-поиск вариантов сотрудничества педагогов и учащихся, исключающих манипулирование друг другом в ходе деятельности;
-комплексное планирование воспитательной деятельности.
- Гуманизация отношений в учебном заведении, проявляющаяся в:
-эмоциональной поддержке реализации потребностей личности;
-создании благоприятного социально-психологического климата учебного заведения, класса;
-формировании и развитии педагогического и ученического коллектива на основе принципов демократизма и соуправления;
-совместном создании и принятии педагогами и учащимися общих норм, правил жизнедеятельности учебного заведения, класса, объединения.
- Предоставление свободы выбора, действия и ответственности за выбор.
Составляющими этой позиции являются:
-формирование открытого информационного пространства учебного заведения, класса, объединения;
-моделирование воспитывающих ситуаций в процессе жизнедеятельности;
-предоставление свободы творчества всем субъектам воспитательного проекта.
- Непрерывное повышение психолого-педагогической культуры, компетентности, профессионального мастерства педагогов и воспитателей.
Приоритетными принципами проектной деятельности в современных условиях являются:
- принцип научности, который предполагает использование воспитателем, педагогом достижений педагогической, психологической наук;
- принцип природосообразности, ориентированный на учет проявлений природных задатков индивида, психофизиологических возможностей ребенка, на их обусловленность информационными и социальными явлениями;
- принцип культуросообразности, обуславливающий формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
- принцип толерантности, в центре которого лежит терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности;
- принцип связи воспитания с жизнью, целостно проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
- принцип открытости воспитательного проекта, опора на который предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью;
- принцип вариативности деятельности, ориентированный на соответствие ее содержания изменяющимся детским (молодежным) потребностям, интересам, возможностям;
- принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.
Планирование воспитательной деятельности должно быть направлено на достижение конкретной цели за определенный отрезок времени.
Цель может быть достигнута при последовательном или параллельном решении следующих видов задач:
- Педагогическая – может трактоваться как создание условий для позитивных изменений в личности учащихся.
- Социальная – обеспечение оптимальных условий для взаимодействий субъектов деятельности (отношения, микроклимат, мотивация), а также создание высокого рейтинга школы, класса, объединения во внешней среде.
- Управленческая – обеспечение четкого взаимодействия всех систем и структур школы, классного коллектива, объединения для достижения цели.
- Экономическая – создание системы материально-финансового обеспечения программы, а также возможности получения дополнительных средств для достижения поставленных в проекте целей и дополнительного материального стимулирования участков воспитательного проекта.
- Инновационная – постоянная корректировка содержания деятельности школы, класса, объединения и постоянный учет изменений внешних и внутренних условий их деятельности.
1. Технологические компоненты проектирования
Технологическими компонентами проектирования являются:
-анализ основных характеристик социально-педагогических проектов и учет республиканских, областных, региональных программ и концептуальных основ ведения воспитательной работы, воздействующих на содержание деятельности и на ее результат;
-целеполагание и определение системы целеподчиненных задач;
-выбор содержания деятельности, форм, методов и средств ее обеспечения (приложение);
-прогнозирование результатов деятельности;
-проектирование последствия воспитательного воздействия.
Анализ основных характеристик социально-педагогических проектов и учет республиканских, областных, региональных программ подразумевают: осмысление места школы, классного коллектива, объединения в реализации проекта, а также осмысление деятельности, форм и методов, средств, применяемых для внутренних и внешних отношений, структур, традиций. Этот этап подразумевает анализ авторами проекта личностных мотивов и интересов субъектов воспитания. Результатом становится определение общих компонентов цели.
Целеполагание предполагает определение и конкретное формулирование поставленной цели и системы пошаговых взаимозависимых педагогических, социальных, управленческих, информационных, коммуникативных, экономических задач, обеспечивающих ее достижение.
Технологический компонент подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач, включающей выбор форм, методов и средств его обеспечения. Подбор технологического инструментария осуществляется авторами проекта с учетом личного опыта, уровня возможностей школы, классного коллектива, объединения, внешних и внутренних условий их жизнедеятельности.
Прогнозирование результатов при реализации проекта подразумевает создание научно-обоснованного образца результата, соответствующего поставленным целям и задачам с последующей корректировкой в период апробации.
В теории конструирования социально-педагогических проектов определена некоторая алгоритмическая последовательность действий.
При этом цель есть предполагаемый результат деятельности.
Под условиями, необходимыми для достижения цели, понимаются пространственно-временные условия, кадровые возможности, материально-финансовые возможности, информация, методическое обеспечение.
Система действий – комплекс пошаговых задач и мероприятий, обеспечивающих их выполнение. Чем яснее система действий, тем реальнее проект.
Инструментарий – набор форм, необходимый для решения пошаговых задач.
Результат – итог исполнения каждого шага и проекта в целом.
1.1. Технология целеполагания
Подразумевает определение конкретной цели и системы задач как пошаговых этапов. Для четкого определения цели разработчику проекта необходимо запомнить несколько требований:
- Цель выражается простыми словами, желательно – одним предложением.
- Цель может быть легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
- Цель может быть достигнута в определенный период времени.
- Цель может быть достигнута усилиями коллектива или усилиями авторов.
- Вы сможете легко определить, достигнута цель или нет.
Целесообразно запомнить, что существует определенная зависимость изменений в поведении ребенка от его роли и времени участия в созданном воспитательном пространстве. Так как цель любого воспитательного проекта – получение позитивных изменений в индивидуальном и социальном поведении ребенка, то данную зависимость можно трактовать как очередность в целеполагании и определенную последовательность этапов в реализации проекта.
Взаимообусловленность изменений в информированности и поведении ребенка от времени участия его в проекте может выглядеть следующим образом:
Сформулировав цель, необходимо очень четко определить систему целеподчиненных задач – тех ступенек, поднимаясь по которым, мы доберемся до вершины – ожидаемого результата.
Для того чтобы построить систему задач, необходимо последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?» В результате, получится целая пирамида задач, на каждом этапе которой будут находиться все более частные и конкретные задачки, а в основании – те, которые уже «не поддаются» делению. Постановка задач имеет определенную последовательность, которая может быть определена следующим образом:
-задача, которая ближе всех к достижению цели;
-далее задачи, определяющие промежуточный результат;
-последними располагаются задачи, которые необходимо решить на начальном этапе работы по достижению цели.
1.2. Технология последовательности действий
Технология последовательных действий строится в порядке, обратном целеполаганию
- Педагог решает задачи первого (начального) порядка (это создание коллектива единомышленников) с схожестью интересов, взглядов и т.д.
- Решение задач второго уровня (это формирование общей системы групповых взглядов, ценностей и на основе этого выход на общую деятельность по достижению поставленной цели).
- Осуществление совместной деятельности по достижению поставленной цели.
2. Инструментальное обеспечение проекта
Заключается в методическом обеспечении действий на каждом уровне проекта, то есть в необходимом и достаточном наборе форм, методов и средств организации работы.
Иными словами, на этом этапе мы определяем то, как и с помощью чего мы будем проектировать (см. приложение).
3. Критерии оценки проекта
Смысл оценки проекта – оценка его актуальности, соответствия целям молодежной политики, перспективности социальной поддержки государством и общественными организациями. Отсюда предлагаем примерные критерии и механизмы оценки проекта.
Блоки программы
|
Критерии оценки
|
Механизмы оценки
|
Целеполагание
|
- Соответствие выводам из аналитической работы.
- Соответствие задачам учебного заведения, классного коллектива, объединения.
- Конкретность формулировки цели.
- Логическое построение системы задач
|
Анализ
|
Определение системы действий
|
- Реальность осуществления.
Последовательность и полнота предложенных действий
|
Анализ
|
Социальная поддержка
|
- Обеспечение социального заказа.
- Взаимодействие с социальными институтами.
- Развитие социальной активности всех субъектов проекта
|
Средовая диагностика
|
Материально-техническое обеспечение
|
- Определение микрорезультата каждого действия.
- Материальное обеспечение проекта. Его рентабельность
|
Просчет затрат или оценка рентабельности проекта
|
4. Оформление проекта
Это один из важнейших моментов для автора(ов) проекта. Именно на этом этапе проекту придается презентабельный вид на основе следующих требований:
- Проект должен быть отпечатан, аккуратно оформлен.
- Необходимо указать название проекта, его автора(ов) с указанием места работы и должности.
- Указать цели и задачи проекта.
- Определить пространственно-временные условия реализации проекта.
- Проанализировать соответствие социального заказа и прогнозируемого результата.
- Определить систему действий и событийно-календарный план их реализации.
- Отметить ожидаемые результаты на каждом этапе проекта.
- Обозначить необходимые исполнителю(ям) проекта методические пособия и перечислить учебные мероприятия для автора и исполнителей проекта.
- Оценить рентабельность данного проекта.
- Перечислить использованные в ходе проектирования другие проекты, программы, литературу.
Приложение
Справочник форм воспитательной работы идеологической направленности
Справочник включает наиболее распространенные способы проведения мероприятий идеологической направленности. Описывается методика подготовки и проведения конкретной формы. Среди форм предлагаются как традиционные, так и новаторские, возникшие в последние годы. Исходя из предлагаемых форм, можно спроектировать свое оригинальное построение, использование предлагаемых воспитательных форм в своей работе, что позволит педагогу разнообразить воспитательную работу в этом направлении.
Форма
|
Структура, краткое содержание формы
|
Агитбригада
|
Одна из форм политического и нравственного воспитания. Это объединение различных талантов. В ее состав входят:
- Информационно-поисковая группа (ведет сбор материалов по истории школы, предприятия, учреждения или другому интересующему агитбригаду объекту, участку, вопросу).
- Сценарная группа (ведет разработку программы выступлений).
- Музыкальная группа.
- Вокальная группа.
- Танцевальная группа.
- Техническая группа (фотографирование, работа с аппаратурой).
- Художественно-оформительская группа.
- Режиссерская группа (руководство постановкой выступления).
Темы выступлений могут быть следующие:
«Подвигу народа жить в веках», «Нам песня строить и жить помогает», «Детям мира – планету без войн!», «Время социальных перемен», «Песни, пословицы, поговорки в жизни белорусского народа» и др.
|
Беседа по политической тематике
|
Для определения тем политбесед необходимо выяснить, какие вопросы общественно-политической жизни волнуют учащихся. Это можно сделать путем проведения анкетного опроса или в беседе с учащимися.
Примерные темы политбеседы:
«Закон и мы», «Кругозор и мировоззрение. Связь между ними». «Экологическая катастрофа: возможность или реальность?» и т.д.
В начале беседы целесообразно использовать газетную статью или отрывок из художественного произведения, фрагменты фильма, спектакля. Можно начать беседу рассказом самого учителя. После этого перед учащимися ставятся вопросы и организуется обмен мнениями. Подводятся итоги беседы
|
Вахта памяти
|
Является итоговым мероприятием военно-патриотической работы за год. В эти дни организуются встречи с ветеранами ВОВ; конкурсы стихов и песен военных лет; конкурсы рисунков; поход по местам боев; коллективный просмотр и обсуждение кинофильма; читательская конференция; посадка деревьев и цветов у обелисков и памятников воинской славы; линейки, конференции юных историков; тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры и т.д.
|
Вечер тематический
|
Это комплексное художественно-публицистическое действие, связная цель устных выступлений, зрительных и музыкальных образов, объединенных конкретным сюжетом.
По содержанию тематические вечера можно разделить на:
торжественные – связанные с важными событиями в жизни страны, коллектива;
предметные (литературные, педагогические и т.д.);
вечера-отчеты (например, о работе творческого коллектива).
Тема такого вечера выбирается с учетом пожеланий учащихся: о творчестве выдающихся деятелей, о достижениях науки и техники, об актуальных политических событиях и т.д.
|
Встречи с ветеранами войны и труда
|
Они вносят неоценимый вклад в гражданское становление. Воспитывают мужество, любовь к Родине, уважение к героическим подвигам. Структура проведения – по технологии встречи
|
Диспут
|
Это спор с целью глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Для подготовки диспута целесообразно избрать инициативную группу в составе 3-5 учащихся, которые совместно с учителем, воспитателем должны наметить основную программу подготовки диспута:
1) определение и формулировка темы диспута;
2) широкое оповещение учащихся о предстоящей теме обсуждения;
3) оформление помещения;
4) помощь учащимся в подготовке к диспуту.
Примерные темы:
«Нужно ли учиться властвовать собой?», «Что для тебя значит быть активным политическим бойцом?», «Знание и нравственность. Как связаны эти понятия?», «Твоя активная жизненная позиция – в чем она проявляется?», «Гражданская зрелость. В чем она проявляется?», «Что значит найти место в жизни?», «Нужен ли в жизни план или достаточно мечты?» и т.д.
|
Диалог с веком
|
Этот диалог ведет ученик с представителями разных веков. Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Авторитет и статус художника не имеют значения. Главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем.
Чтобы начать разговор, ученику предлагается задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и вновь ждать последующий ответ. (Подробнее эту форму смотреть в книге Н.Е. Щуркова «Собранье пестрых дел»)
|
Игра «Защита проекта»
|
Ролевая игра, участники которой представляют и защищают подготовленный или перспективный проект-прогноз о будущем какого-либо современного явления.
Подготовка к защите проекта включает:
- определение темы проекта;
- формирование нескольких групп по разработке проектов;
- оформление проектов каждой группы в схемах, рисунках; подготовка соответствующих докладов;
- распределение ролей среди членов группы для защиты проекта;
- выбор ведущего игры
|
Игра-путешествие «По реке времени»
|
Предлагаемая игра является познавательным историко-географическим обозрением с элементами рассказа, театрализации, викторины, конкурса, подвижной игры.
|
Клуб
|
Форма организации досуговой деятельности учащихся.
Приоритетными направлениями являются:
- забота о многообразии содержания, нравственном и финансовом здоровье учащихся, их духовном развитии;
- организация совместной познавательной общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной деятельности;
- обеспечение гуманистических отношений между детьми и взрослыми, нравственного микроклимата;
- организация общения учащихся как особого вида их деятельности; формирование культуры общения; организация творческого образа жизни школьного коллектива
|
Открытый микрофон
|
Форма публицистической деятельности молодежи.
Технология подготовки:
- Определяется проблема для обсуждения. Оргкомитет за 1-1,5 месяца организует сбор предложений вопросов для обсуждения, анализирует полученные материалы и определяет наиболее значимую для обсуждения проблему.
- Объявление оповещает всех о дне, времени, теме обсуждения.
- Тема обсуждения начинается примерно с таких формулировок: «Что я хочу сказать по поводу…», «Прошу слова, так как …»
|
Проблемы и аргументы
|
Командная состязательная форма духовной деятельности детей. Организуются две команды, поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов». Команды рассматривают один из жизненных вопросов с двух точек зрения: с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения
|
Литература
- Агитбригада в школе: Методические рекомендации. - Мн., 1990.
- Воспитательная система средней школы №3 г. Сасово. // Воспитание школьников. – 2003. - №8. – С.21.
- Гаврилович, К.В., Казимирская, И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Мн., 1988.
- Гамицких, Е. В каждом человеке – солнце! (творческая мастерская для педагогов и школьников) // Воспитание школьников. – 2003. - №8. – С.21.
- Интеллектуальная игра «Дебаты» (цель технология проведения) // Воспитательная работы в школе. – 2003. - №3. – С.145-146.
- Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия. – Мн.: Принткорн, 2002. – 128с.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Станчыц, М.А. Актуальнасць праблемы этычнай адукацыі і выхавання школьнікаў//Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №10. – С.24.
- Учамбрина, И. День Победы //Воспитание школьников. – 2000. - №3. – С.47-50.
- Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребенок. – М., 1994.
- Щуркова, Н.Е. и др. Новая технология воспитательного процесса. – М., 1993.
- Щуркова, Н.Е. Нравственное воспитание // Воспитание школьников. – 1990. - №3. – С.13-14.
- Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел. – М., 1994.