1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование приемов технологии критического мышления для формирования коммуникативных умений учащихся II ступени общего среднего образования на уроках русского языка
1.2. Актуальность опыта
В методике преподавания родного языка «коммуникативнаякомпетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватноцелям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействиюи взаимопониманию» [1,с.27]. Ее составляющими, как отмечаетЕ. А. Быстрова, являются знания о речеведческих понятиях икоммуникативные умения репродуктивного и продуктивного уровней. Этоумения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения всоответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную иписьменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,создавать собственные связные высказывания разной жанровостилистической и типологической принадлежности. Формированиекоммуникативных умений, как подчеркивает Е. А. Быстрова, «возможнолишь на базе лингвистической и языковой компетенции».
Коммуникативнаякомпетенция, поддерживает Е. И. Литневская, «предполагаетовладениевсеми видами речевой деятельности и основами культуры устной иписьменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка вжизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения»[2, с.39]. Данное утверждение в полной мере относится и к требованиям, которые сегодня предъявляются к учителю учреждения общего среднего образования, поскольку расширяется ответственность и самостоятельность современного учителя, изменяются и усложняются его профессиональные функции.
Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка
Таким образом, анализируя собственную практику,я пришла к выводу, что в современном образовательном процессе возникла необходимость больше внимания уделять развитию устной и письменной речи учащихся.
Для преодоления противоречий между новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога русского языка и литературы и традиционными подходами к уроку русского языка за основу была взятатехнология критического мышления.
Для реализации данного подхода на II ступени общего среднего образования на уроках русского языка был переосмыслен имеющийся практический опыт и сделан шаг по созданию новой образовательной практики в рамках уроков русского языка в V-IX классах.
1.3. Цель опыта
Формирований коммуникативных умений учащихся посредством использования приемов технологии критического мышления
1.4. Задачи опыта:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Применить методы и приемы на уроках русского языка для формирования коммуникативных навыков и умений учащихся.
3. Повысить интерес к русскому языку и развивать мотивацию учебной деятельности; повысить результативность обучения.
1.5. Длительность работы над опытом
Работа над формированием данного опыта осуществлялась в течение трех лет и включала три этапа.
На подготовительном этапе был проведён обзор и анализ литературы по вопросам формирования коммуникативных компетенций в педагогическом образовании,проанализированы и определены педагогические условия формирования рефлексивных умений педагогов. Большую роль в освоении данной темы сыграло участие в проводимых семинарах государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования», в мероприятиях, проведенных отделом по образованию Городокского райисполкома, в ходе которых рассматривались вопросы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения.
Практический этап включал деятельность по подготовке и проведению уроков русского языка, основанных на идеях технологии критического мышления (организация продуктивного характера учебной деятельности, создание рефлексивной образовательной среды). На данном этапе были разработаны критерии ожидаемых результатов.
На итогово-рефлексивном этапе были подведены итоги работы над педагогическим опытом, обобщены наблюдения, оформлены и описаны.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Ключевой идеей педагогического опыта являетсяповышение результативности уроков русского языка на основе использования приемов и методов технологии критического мышления для формирования коммуникативных навыков учащихся.
Данный подход направлен на переосмысление подходов к обучению учащихся русскому языку, фиксированиюрезультатов и определению ресурсов учебного занятия.
2.2. Описание сути опыта
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Именно коммуникативная компетенции способствует формированию умений и навыков речевого общения.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.
Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка на II ступени обучения. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Это могут быть эпиграфы уроков, стихотворные тексты, притчи, пословицы и т.д.(Приложение1)
На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».
Прием №1 «верные - неверные утверждения»
Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Переходные и непереходные глаголы» в 7 классе.
Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»
На каждой парте распечатка:
- Вид – постоянный признак глагола.
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»
- Глаголы несовершенного вида обозначают действия длительные, совершающиеся в настоящее время или повторяющиеся.
- Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее и будущее.
- Каждый глагол в русском языке может быть охарактеризован по виду.
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»
- Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало.
- Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное.
Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».
- Прочитайте все верные утверждения.
-Все согласны с данными утверждениями?
-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
-Все согласны с данными утверждения?
Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».
Наиболее приемлемым на уроках русского языка считаю такой прием, как чтение с пометами - «инсерт» и фишбоун.
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, использую приём «инсерт».
В ходе знакомства с материалами учебника или заранее подготовленного материала предлагаю учащимся по ходу чтения ставить на полях значки.
«V» – знаю
«+» – новое для меня
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Учащиеся должны отразить свое представление об информации в целом. После прочтения материала организую беседу по вопросам: что вы прочитали? какие знания подтвердились? какую информацию вы встретили? какие вопросы возникли? Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. Прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Третья стадия – «стадия рефлексии».
На стадии рефлексии использую такие приемы, как облако слов, синквейн, кластер.
Прием №1
- Облако слов может представлять собой визуализацию дидактического приёма «Ключевые слова».
- Облака слов также может быть использован, чтобы помочь ученикам увидеть, какие слова, что они чаще всего используют в собственных работах, сочинениях или эссе. То есть увидеть слова-паразиты, излишние повторы в тексте. Затем учитель предлагает найти синонимы этих слов. И текст сразу же станет более привлекательным.
- Это может быть оригинальный способ голосования. Один из вариантов, когда ученики должны были указать любимое произведение А.С. Пушкина. Это может быть голосование по любимому герою произведения, или даже выборы среди учеников. Наиболее часто встречающийся термин или фамилия будут выделяться на фоне других.
- Можно предложить детям вместо опорного конспекта ответить устно по облаку слов.
Прием «Облако слов» не только является средством визуализации в учебном процессе (реализация принципа наглядности), но и развивает творческие способности учащихся и стимулирует познавательную активность школьников. Благодаря современной мультимедиа среде создаются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся (умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, расширять идею, фантазировать). «Облако слов» – один из методических приемов, позволяющий объединять ключевые слова и словосочетания в единый привлекательный по форме рисунок, с опорой на который учащиеся могут отрабатывать лексические единицы не только на уровне слова, словосочетания, но и строить предложения разного коммуникативного типа (повествовательные, отрицательные, вопросительные) и связные высказывания разной степени протяженности, т. е. формируются прочные гибкие навыки использования учащимися лексических единиц в разном контексте.
Прием №2. «Кластер»
Кластер - это способ графической организации материала.
Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 6 классе. Тема урока: «Художественный стиль речи ». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о художественном стиле речи (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.(Приложение2).
При изучении последующих стилей речи прием позволяет не только определить основные черты другого стиля, но и провести сравнительный анализ двух и даже трех стилей.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Прием №3.
Хотелось бы более подробно остановиться на самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.
Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Пример синквейна:
Язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Язык- одежда мыслей (С.Джонсон)
Сокровище
Некоторые правила технологии развития критического мышления:
1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.
Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Приемы постановки вопросов:
- стратегия «Вопросительные слова».(Приложение 3).
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
- «Толстый» и «тонкий» вопрос.(Приложение 4).
Этот прием используется в следующих обучающих ситуациях:
- для организации взаимоопроса;
- для начала беседы по изучаемой теме;
- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)
V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял,есть вопросы
Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение5).
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
Исследование проблемных вопросов на уроках русского языка, начиная с V-го класса, создание связных высказываний позволяет к VIII классу прийти к такому виду работы, как дискуссия. Учащиеся с удовольствием включаются в процесс, высказывают свою либо заданную точку зрения, аргументируют ее. Одноклассники не только анализируют высказывание , но и помогают учителю оценить его (Приложение № 6)
Невозможно сформироватькоммуникативную компетенцию учащихся,не ориентируясь на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа на уроке строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к русскому языку.А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока(Приложение 7).
Формирование коммуникативных навыков невозможно без знания орфоэпии, поэтому в V-VII классе на уроках провожу минутки орфоэпии, используя примеры из статьи Е.А.Лисовской «Орфоэпическая разминка, или «Пульс слова», заменяя их далее самостоятельными работами по орфоэпии.
Коммуникативная компетенция, то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной форме, реализуется мноюв процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Для формирования умения связно излагать свои мысли в V-IX классах использую речевые клише (Приложение8).
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично),проникнуть в смысл высказывания — слушание;навыков изучающего чтения;умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,собирать и систематизировать материал,составлять план, пользоваться различными типами речи,строить высказывание в определенном стиле,отбирать языковые средства,совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Такие методы и технологии положительно влияют на формирование коммуникативной компетенции.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Об успешности работы над опытом свидетельствует возросшая активность обучающихся на уроках и во внеурочное время. У большинства появляется устойчивый интерес к предмету. Дети с удовольствием идут на уроки русского языка, выполняют упражнения различной степени трудности, творческие задания, проекты, самостоятельно составляют диалоги и монологи. Работа, проводимая на уроках, дает положительные результаты. Дети не боятся писать эссе, высказывать свои мысли, фантазировать, отстаивать свою точку зрения, успешно работать в парах, в группах, умело пользуются памятками и выполняют действия по алгоритму.
Анкетирование учащихся по методике выявления коммуникативных склонностей учащихся, составленной на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога», дало положительную динамику. (Приложение 9)Между учителем и обучающимися создана атмосфера сотрудничества и взаимодействия.
Следовательно, коммуникативная культура важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является одной из важных задач изучения всего школьного курса русского языка в целом, как в среднем, так и в старшем звене.
Таким образом, формируя ключевые компетенции обучающихся, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с учащимися по формированию речевой компетенции, показал следующее:повышение интереса к русскому языку;умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя быдля того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни:«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Литература
- Обучение русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педагогическихвузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.:Дрофа, 2004. – 237 с.
- Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 588 с.
- Литвинко, Ф.М.Коммуникативная компетенция
как методическое понятие//Коммуникативная компетенция: принципы, методы, прие мы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.
- Черкес, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции школьников // Русский язык и литература. - 2017. - № 7. - C. 5-7.
- Хомич, Г.В. Реализация коммуникативных качеств речи в профессионально обусловленных жанрах речи филолога // Русский язык и литература. - 2012. - № 3. - С. 58-63.
- Попко, Г.А. Использование методов и приемов проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. - 2019. - № 4. - С. 13-16.
- Луцевич, Л.В. Моделирование развития социальной компетентности как основы личностного развития старшеклассников/Л.В.Луцевич//Веснік адукацыі.- 2008.- №6.
- Загвоздкин, В.К. Модели компетентности / В.К.Загвоздкин //Школьные технологии. – 2009. - №3.
- Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования / В.В.Лебедев // Школьные технологии. – 2007. - №2.
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии /Н.И.Запрудский. – Минск:Сэр-Вит, 2006. – С. 56-57.
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование приемов технологии критического мышления для формирования коммуникативных умений учащихся II ступени общего среднего образования на уроках русского языка
1.2. Актуальность опыта
В методике преподавания родного языка «коммуникативнаякомпетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватноцелям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействиюи взаимопониманию» [1,с.27]. Ее составляющими, как отмечаетЕ. А. Быстрова, являются знания о речеведческих понятиях икоммуникативные умения репродуктивного и продуктивного уровней. Этоумения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения всоответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную иписьменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,создавать собственные связные высказывания разной жанровостилистической и типологической принадлежности. Формированиекоммуникативных умений, как подчеркивает Е. А. Быстрова, «возможнолишь на базе лингвистической и языковой компетенции».
Коммуникативнаякомпетенция, поддерживает Е. И. Литневская, «предполагаетовладениевсеми видами речевой деятельности и основами культуры устной иписьменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка вжизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения»[2, с.39]. Данное утверждение в полной мере относится и к требованиям, которые сегодня предъявляются к учителю учреждения общего среднего образования, поскольку расширяется ответственность и самостоятельность современного учителя, изменяются и усложняются его профессиональные функции.
Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка
Таким образом, анализируя собственную практику,я пришла к выводу, что в современном образовательном процессе возникла необходимость больше внимания уделять развитию устной и письменной речи учащихся.
Для преодоления противоречий между новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога русского языка и литературы и традиционными подходами к уроку русского языка за основу была взятатехнология критического мышления.
Для реализации данного подхода на II ступени общего среднего образования на уроках русского языка был переосмыслен имеющийся практический опыт и сделан шаг по созданию новой образовательной практики в рамках уроков русского языка в V-IX классах.
1.3. Цель опыта
Формирований коммуникативных умений учащихся посредством использования приемов технологии критического мышления
1.4. Задачи опыта:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Применить методы и приемы на уроках русского языка для формирования коммуникативных навыков и умений учащихся.
3. Повысить интерес к русскому языку и развивать мотивацию учебной деятельности; повысить результативность обучения.
1.5. Длительность работы над опытом
Работа над формированием данного опыта осуществлялась в течение трех лет и включала три этапа.
На подготовительном этапе был проведён обзор и анализ литературы по вопросам формирования коммуникативных компетенций в педагогическом образовании,проанализированы и определены педагогические условия формирования рефлексивных умений педагогов. Большую роль в освоении данной темы сыграло участие в проводимых семинарах государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования», в мероприятиях, проведенных отделом по образованию Городокского райисполкома, в ходе которых рассматривались вопросы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения.
Практический этап включал деятельность по подготовке и проведению уроков русского языка, основанных на идеях технологии критического мышления (организация продуктивного характера учебной деятельности, создание рефлексивной образовательной среды). На данном этапе были разработаны критерии ожидаемых результатов.
На итогово-рефлексивном этапе были подведены итоги работы над педагогическим опытом, обобщены наблюдения, оформлены и описаны.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Ключевой идеей педагогического опыта являетсяповышение результативности уроков русского языка на основе использования приемов и методов технологии критического мышления для формирования коммуникативных навыков учащихся.
Данный подход направлен на переосмысление подходов к обучению учащихся русскому языку, фиксированиюрезультатов и определению ресурсов учебного занятия.
2.2. Описание сути опыта
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Именно коммуникативная компетенции способствует формированию умений и навыков речевого общения.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.
Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка на II ступени обучения. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Это могут быть эпиграфы уроков, стихотворные тексты, притчи, пословицы и т.д.(Приложение1)
На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».
Прием №1 «верные - неверные утверждения»
Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Переходные и непереходные глаголы» в 7 классе.
Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»
На каждой парте распечатка:
- Вид – постоянный признак глагола.
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»
- Глаголы несовершенного вида обозначают действия длительные, совершающиеся в настоящее время или повторяющиеся.
- Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее и будущее.
- Каждый глагол в русском языке может быть охарактеризован по виду.
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»
- Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало.
- Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное.
Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».
- Прочитайте все верные утверждения.
-Все согласны с данными утверждениями?
-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
-Все согласны с данными утверждения?
Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».
Наиболее приемлемым на уроках русского языка считаю такой прием, как чтение с пометами - «инсерт» и фишбоун.
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, использую приём «инсерт».
В ходе знакомства с материалами учебника или заранее подготовленного материала предлагаю учащимся по ходу чтения ставить на полях значки.
«V» – знаю
«+» – новое для меня
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Учащиеся должны отразить свое представление об информации в целом. После прочтения материала организую беседу по вопросам: что вы прочитали? какие знания подтвердились? какую информацию вы встретили? какие вопросы возникли? Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. Прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Третья стадия – «стадия рефлексии».
На стадии рефлексии использую такие приемы, как облако слов, синквейн, кластер.
Прием №1
- Облако слов может представлять собой визуализацию дидактического приёма «Ключевые слова».
- Облака слов также может быть использован, чтобы помочь ученикам увидеть, какие слова, что они чаще всего используют в собственных работах, сочинениях или эссе. То есть увидеть слова-паразиты, излишние повторы в тексте. Затем учитель предлагает найти синонимы этих слов. И текст сразу же станет более привлекательным.
- Это может быть оригинальный способ голосования. Один из вариантов, когда ученики должны были указать любимое произведение А.С. Пушкина. Это может быть голосование по любимому герою произведения, или даже выборы среди учеников. Наиболее часто встречающийся термин или фамилия будут выделяться на фоне других.
- Можно предложить детям вместо опорного конспекта ответить устно по облаку слов.
Прием «Облако слов» не только является средством визуализации в учебном процессе (реализация принципа наглядности), но и развивает творческие способности учащихся и стимулирует познавательную активность школьников. Благодаря современной мультимедиа среде создаются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся (умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, расширять идею, фантазировать). «Облако слов» – один из методических приемов, позволяющий объединять ключевые слова и словосочетания в единый привлекательный по форме рисунок, с опорой на который учащиеся могут отрабатывать лексические единицы не только на уровне слова, словосочетания, но и строить предложения разного коммуникативного типа (повествовательные, отрицательные, вопросительные) и связные высказывания разной степени протяженности, т. е. формируются прочные гибкие навыки использования учащимися лексических единиц в разном контексте.
Прием №2. «Кластер»
Кластер - это способ графической организации материала.
Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 6 классе. Тема урока: «Художественный стиль речи ». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о художественном стиле речи (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.(Приложение2).
При изучении последующих стилей речи прием позволяет не только определить основные черты другого стиля, но и провести сравнительный анализ двух и даже трех стилей.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Прием №3.
Хотелось бы более подробно остановиться на самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.
Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Пример синквейна:
Язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Язык- одежда мыслей (С.Джонсон)
Сокровище
Некоторые правила технологии развития критического мышления:
1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.
Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Приемы постановки вопросов:
- стратегия «Вопросительные слова».(Приложение 3).
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
- «Толстый» и «тонкий» вопрос.(Приложение 4).
Этот прием используется в следующих обучающих ситуациях:
- для организации взаимоопроса;
- для начала беседы по изучаемой теме;
- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)
V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял,есть вопросы
Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение5).
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
Исследование проблемных вопросов на уроках русского языка, начиная с V-го класса, создание связных высказываний позволяет к VIII классу прийти к такому виду работы, как дискуссия. Учащиеся с удовольствием включаются в процесс, высказывают свою либо заданную точку зрения, аргументируют ее. Одноклассники не только анализируют высказывание , но и помогают учителю оценить его (Приложение № 6)
Невозможно сформироватькоммуникативную компетенцию учащихся,не ориентируясь на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа на уроке строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к русскому языку.А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока(Приложение 7).
Формирование коммуникативных навыков невозможно без знания орфоэпии, поэтому в V-VII классе на уроках провожу минутки орфоэпии, используя примеры из статьи Е.А.Лисовской «Орфоэпическая разминка, или «Пульс слова», заменяя их далее самостоятельными работами по орфоэпии.
Коммуникативная компетенция, то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной форме, реализуется мноюв процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Для формирования умения связно излагать свои мысли в V-IX классах использую речевые клише (Приложение8).
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично),проникнуть в смысл высказывания — слушание;навыков изучающего чтения;умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,собирать и систематизировать материал,составлять план, пользоваться различными типами речи,строить высказывание в определенном стиле,отбирать языковые средства,совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Такие методы и технологии положительно влияют на формирование коммуникативной компетенции.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Об успешности работы над опытом свидетельствует возросшая активность обучающихся на уроках и во внеурочное время. У большинства появляется устойчивый интерес к предмету. Дети с удовольствием идут на уроки русского языка, выполняют упражнения различной степени трудности, творческие задания, проекты, самостоятельно составляют диалоги и монологи. Работа, проводимая на уроках, дает положительные результаты. Дети не боятся писать эссе, высказывать свои мысли, фантазировать, отстаивать свою точку зрения, успешно работать в парах, в группах, умело пользуются памятками и выполняют действия по алгоритму.
Анкетирование учащихся по методике выявления коммуникативных склонностей учащихся, составленной на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога», дало положительную динамику. (Приложение 9)Между учителем и обучающимися создана атмосфера сотрудничества и взаимодействия.
Следовательно, коммуникативная культура важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является одной из важных задач изучения всего школьного курса русского языка в целом, как в среднем, так и в старшем звене.
Таким образом, формируя ключевые компетенции обучающихся, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с учащимися по формированию речевой компетенции, показал следующее:повышение интереса к русскому языку;умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя быдля того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни:«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Литература
- Обучение русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педагогическихвузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.:Дрофа, 2004. – 237 с.
- Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 588 с.
- Литвинко, Ф.М.Коммуникативная компетенция
как методическое понятие//Коммуникативная компетенция: принципы, методы, прие мы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.
- Черкес, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции школьников // Русский язык и литература. - 2017. - № 7. - C. 5-7.
- Хомич, Г.В. Реализация коммуникативных качеств речи в профессионально обусловленных жанрах речи филолога // Русский язык и литература. - 2012. - № 3. - С. 58-63.
- Попко, Г.А. Использование методов и приемов проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. - 2019. - № 4. - С. 13-16.
- Луцевич, Л.В. Моделирование развития социальной компетентности как основы личностного развития старшеклассников/Л.В.Луцевич//Веснік адукацыі.- 2008.- №6.
- Загвоздкин, В.К. Модели компетентности / В.К.Загвоздкин //Школьные технологии. – 2009. - №3.
- Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования / В.В.Лебедев // Школьные технологии. – 2007. - №2.
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии /Н.И.Запрудский. – Минск:Сэр-Вит, 2006. – С. 56-57.
раскрыть » / « свернуть