Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

                                           

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ

ПОЛОЖЕНИИ

ГУО «Средняя школа №2

г. Городка»

 на 2011-2016  годы

  

2011  год

Пояснительная записка 

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих попаданию несовершеннолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных действий, а также на реабилитацию несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение.

В последние годы в Республике Беларусь произошли системные изменения, способные оказать долговременное позитивное воздействие на положение детей в стране и качество работы по защите их прав и законных интересов.

Заложен прочный фундамент для законодательного и практического утверждения приоритета семейного воспитания.

Создан реальный механизм выявления ситуаций нарушения прав и законных интересов детей с целью их защиты, а также ситуаций социально опасного положения ребенка.

Повышена ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей и пренебрежение их нуждами. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» установил дополнительные меры по государственной защите детей в неблагополучных семьях. Сделан уверенный шаг к оздоровлению сознания общества и возвращению к исконно белорусским ценностям семьи, материнства, ответственного родительства.

Одновременно с поддержкой семьи, мерами по повышению эффективности благополучного семейного воспитания, законодательно закреплено требование к государственным органам, иным организациям, гражданам, располагающим сведениями о детях, в отношении которых ненадлежаще выполняются обязанности по воспитанию и содержанию, в связи с чем нарушаются их права и законные интересы, немедленно сообщать об этом в комиссию по делам несовершеннолетним, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

Определены критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего, система выявления детей, нуждающихся в государственной защите.

Законодательно закреплена необходимость разработки и утверждения в отношении каждого ребенка, признанного находящимся в социально опасном положении (нуждающимся в государственной защите), индивидуального плана защиты прав и законных интересов ребенка.

Разработка и реализация Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования работы с детьми и семьями, нуждающимися в государственной помощи и защите.

Поддержка благополучия в семьях, раннее выявление признаков ненадлежащего воспитания и содержания детей, своевременная и эффективная помощь детям и семьям с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия остаются весьма актуальными задачами для системы охраны детства.

  

 ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (далее – Программа), закрепляет приоритеты воспитания, определяет основные направления и содержание воспитательной и социальной работы и направлена на защиту прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, в учреждениях образования Республики Беларусь.

Программа разработана в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, другими нормативными правовыми актами на основе анализа современного состояния работы по данной проблеме в Республике Беларусь.

Программа является практикоориентированным документом, определяющим цель, задачи, приоритетные направления, содержание, формы и методы работы учреждений образования по воспитанию, защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и направлена на их социальную реабилитацию, обеспечение защиты прав и законных интересов.

В Программе используются следующие основные понятия и их определения.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

Психологическая помощь – комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование детей и родителей о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Социально-педагогическая коррекция (лат. сorrectio – исправление) – система специальных (психологических, дефектологических и пр.) и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков в поведении и социально-педагогическом и психологическом развитии детей и подростков.

Социально-педагогическая реабилитация (лат. rehabilitation-восстановление) – процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения с окружающим социумом;

Признание детей находящимися в социально опасном положении осуществляется в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  

ЦЕЛЬ  И  ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ

 

ЦельПрограммы – содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

Программа предусматривает решение следующих задач:

выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;

организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;

создание условий, необходимых для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся;

совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям;

расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи;

формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

мониторинг качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

 Особенности  реализации  Программы 

Воспитание детей, находящихся в социально опасном положении, организуется на основе:

государственной политики по поддержке детей, находящихся в  социально опасном положении;

государственной идеологии,  культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;

современных воспитательных и информационных методов;

приоритета семейных форм дальнейшего жизнеустройства детей, находящихся в социально опасном положении.

Требования к воспитанию детей, находящихся в социально опасном положении, основываются на следующих принципах:

принцип личностно-ориентированного подхода,основывающийся на гуманном отношении к личности обучающегося, уважении прав и законных интересов, оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

            принцип профессионализма,заключающийся в оказании квалифицированной помощи детям, находящимся в социально опасном положении, и родителям, в выборе ими стратегии воспитания для осуществления успешного взаимодействия с детьми;

            принцип практической целесообразности, предполагающий выбор методик, методов и форм воспитательной деятельности с точки зрения целесообразности и разумности вмешательства педагогов в личную жизнь семьи;

            принцип конфиденциальности,предусматривающий установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны, направленность на изучение семьи и поддержку дружеских, доверительных отношений с детьми, находящихся в социально опасном положении и их семьями;

            принцип превентивности, ориентированный на предупреждение социально-педагогических и психологических проблем в сфере семейного воспитания, сохранение и укрепление нормальных, благоприятных для развития и социализации ребенка условий семейного воспитания;

            принцип социального партнерства, предполагающий  межведомственное взаимодействие, налаживание связей и координацию деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами воспитания и зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

  

  1. Профилактико-просветительская деятельность

 

Основные направления профилактической работы:

повышение роли семьи в воспитании детей и профилактике девиантного поведения детей (изучение основ взаимоотношений в семье, причин возникновения внутрисемейныхконфликтов, возможностей предупреждения и путей преодоления, основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, семейного права, нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности детей и родителей);

создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях, морально-психологического климата семьи;

предупреждение ошибок в семейном воспитании;

формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства;

недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;

недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

 

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответствен

ные

1

Психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на повышение их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей:

- работа родительского лектория

 

- консультации и занятия с элементами тренинга по вопросам воспитания

- выпуск информационных буклетов, листовок, памяток

- проведение конференций, семинаров, практикумов, лекции по темам : «Роль семьи в воспитании несовершеннолетних», «Правила  семейного воспитания», «Умеем ли мы говорить с нашими детьми», «Воспитание без наказания», « Воспитывать – значит любить», «Влияние семьи на воспитания личности подростка»  и т.д.

- проведение коррекционных занятий, с целью повышения педагогической культуры родителей

- проведение анкетирования родителей с целью выявления детско – родительских отношений в семье

- проведение круглого стола «Ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних детей»

 Ежегодно

 

Постоянно

 

Ежегодно

 

Ежегодно

 

 Ежегодно

 Ежегодно

  Ежегодно

Администрация, специалисты СППС, классные руководители

специалисты СППС

специалисты СППС

специалисты СППС

Администрация , специалисты СППС, классные руководители

 

 

 

специалисты СППС

 

специалисты СППС, класс.рук

 

специалисты СППС

2

Правовое просвещение детей. Формирование законопослушного поведения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях. Организация досуговой занятости детей.

- проведение мероприятий направленных на формирование безопасного поведения

- проведение анкетирования детей с целью выявления  уровня правовых знаний

- проведение занятий с элементами тренинга по овладению социальными навыками

-проведения профилактических бесед работниками РОВД,  КДН, прокуратуры

-оформление уголка правовых знаний

 

 

- выпуск информационных буклетов, листовок, памяток по правовому просвещению

-организация работы кружков и спортивных секций

-изучение статей Кодекса  «Об образовании Республики Беларусь»

- проведение мероприятий с детьми  с девиантным  поведением:

 групповые  занятия:«Ты и закон: права, обязанности, ответственность», «Ошибки в поведении подростков», «Способы разрядки, снятие агрессивности», «Как справится со своими недостатками» и др.

 индивидуальные : «Способы снятия агрессии», «Мои достоинства и недостатки», «Интересы и увлечения», «Советы при выборе профессии» и т.д.

 

 

 

 

 

 

Постоянно

 

Ежегодно

 

Ежегодно

 

Ежегодно

 

Ежегодно

 

 

Ежегодно

 

Ежегодно

 

Сентябрь - октябрь 2011г

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

Специалисты  СППС, кл.рук.

Специалисты   СППС, кл.рук.

Специалисты  СППС, кл.рук

Специалисты  СППС, кл.рук, работники прокуратуры, РОВД, КДН

Специалисты  СППС

Администрация

 

Администрация, класс. рук.

 

Специалисты  СППС, кл.рук

 

 

Пути повышения воспитательной роли учреждения образования:

  • формирование высокой педагогической культуры;
  • создание наиболее благоприятной обстановки в условиях учреждения образования для педагогической деятельности;
  • создание социально-педагогической и психологической службы, способствующей индивидуализации работы с детьми, оказывающей помощь педагогу и родителям в работе с ними;
  • развитие системы воспитательной работы с детьми;
  • приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности.

Взаимодействия учреждения образования с семьёй и  заинтересованными службами  по  предупреждению детского неблагополучия, преодолении девиантного поведения детей.

 

2. Охранно-защитная деятельность

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

 Проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации

Постоянно

Специалисты СППС, классные руководители, РОВД, КДН, РОО, УЗ ЦРБ

2

Выявление причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей

Постоянно

Специалисты СППС, классные руководители, РОВД, КДН, РОО, УЗ ЦРБ

3

Признание детей находящимися в социально опасном положении:

- рассмотрения вопроса о признании в социально опасном положении на  Совете профилактики

- Разработка и утверждение  индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, признанных находящимися в социально опасном положении-

По факту

Специалисты СППС

4

Реализация индивидуальных планов  помощи несовершеннолетним  , находящихся в социально опасном положении

Постоянно

Специалисты СППС, классные руководители, РОВД, КДН, РОО, УЗ ЦРБ

5

Зашита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях (органы управлением образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и др.).

Постоянно

Специалисты СППС

6

Ходатайство о признании детей нуждающимися в государственной защите.

 

По факту

Специалисты СППС

7

Социальный патронат несовершеннолетних детей, возвращенных в семьи

Постоянно

Специалисты СППС, классные руководители, РОВД, КДН, РОО, УЗ ЦРБ

8

Участие в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, судебных процессах в роли защитника прав ребенка.

По графику

Специалисты СППС, классные руководители

 

3. Диагностико-аналитическая деятельность

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Сбор достоверной информации о причинах, повлёкших признание несовершеннолетних в социально опасном положении

По факту

Специалисты СППС

2

Социально-педагогическая и психологическая диагностика несовершеннолетнего

По факту

Классный руководитель, педагог психолог

3

Выработка мер коррекционно-реабилитационного и воспитательного характера

По факту

Администрация, специалисты СППС, классные руководители

 

Поле диагностического  исследования для педагога-психолога:

  • межличностные и внутриличностные конфликты (особенности детско-родительских отношений),
  • особенности развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивной сфер личности ребенка,
  • темперамента, характера,
  • особенности развития самосознания,
  • сформированности полоролевой идентичности,
  • статусное положение ребенка в коллективе сверстников и т.п.

Используются методики:

  • диагностики темперамента, характера, самооценки, самосознания.
  • наблюдение за поведением ребенка, реакциями на различные стимулы;
  • выяснение контактности, субъективных особенностей отношения к случившемуся (метод диагностической беседы).
  • изучение артефактов (продуктов трудовой, художественной и симптоматической деятельности).
  • получение дополнительной информации от других специалистов, а также очевидцев случившегося.

Поле диагностического исследования для педагога социального:

  • установление ближайшего социального окружения ребенка;
  • выяснение специфики взаимодействия в данном микросоциуме;
  • выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи;
  • выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении образования;
  • выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребенка;
  • выяснение социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения;
  • изучение информации, предоставленной заинтересованными и т.п.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и синтез,
  • абстрагирование и конкретизация,
  • аналогия, моделирование, изучение литературы и документов, социально-педагогического опыта,
  • результатов социально-педагогической деятельности, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертный опрос.

Методы работы:

  • беседа с ребенком, со значимыми представителями его окружения;
  • наблюдение за его реакциями в отношении случившегося;
  • анализ соответствующей документации (акты обследования условий жизни и воспитания, характеристики, заключения врачей и т.п.)

Принципы, соблюдаемые при диагностике:

методологические принципы:

 а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации;

б) это множественность источников информации и ее достоверность;

этические принципы:

конфиденциальность, соблюдение этических норм.

 

4. Коррекционно-реабилитационная деятельность

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей:

- оказание психологической помощи детям

 

- создание благоприятной психологической атмосферы, социально-психологического климата

 

 

Постоянно

 

Постоянно

 

 

 

 

 

Специалисты СППС

Администрация, специалисты СППС, классные руководители, учителя предметники

2

 Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка.

- вовлечение несовершеннолетних в  игровую, учебную, трудовую деятельность

 

 

Постоянно

Специалисты СППС, классные руководители

3

Оказание психологической помощи ребенку, другим участникам образовательного процесса:

- консультирование, коррекция внимания, памяти, релаксация и т.п

Постоянно

Специалисты СППС, классные руководители, учителя предметники

4

Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей: 

- психолого-профилактическая и просветительская работа: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

- игротерапия,  библиотерапия, танцевально-двигательная терапия, проективное рисование, сочинение историй, куклотерапия . 

Постоянно

Специалисты СППС

5

Разрешение внутри- и межличностных конфликтов:

- беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику «Отношение подростка к общественным  социальным нормам» , «Мои права и обязанности», « Мой долг  - учёба», «Конфликт. Пути разрешения» и др.

-отношение к родителям/между родителями;

- социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений;

Постоянно

Специалисты СППС

 

 ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  И  показатели  эффективности работы по реализации Программы

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

развитие системы воспитания и защиты прав и законных интересов детей;

повышение качества социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям и их семьям;

обеспечение своевременной социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении;

наличие эффективной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

проведение мониторинга качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;

повышение уровня информированности населения о формах, способах взаимного сотрудничества семьи и государственных учреждений, общественных организаций.

Показатели эффективности реализации Программы:

снижение уровня социального сиротства;

успешная социализация и интеграция детей в общество;

уменьшение количества детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

расширение охвата детей, находящихся в социально опасном положении, различными формами организованной занятости и досуга.

 

Приложение 1

 

Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка – уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью), факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома;

злоупотребление родительскими правами – принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; запрещение ребенку посещать учреждение образования; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер), – приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

жестокое обращение с несовершеннолетним в семье – физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии, приводящем к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму);

несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия – рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях) Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего; несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты;

нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации – проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера); негативное влияние культурных или религиозных факторов; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.

 

Приложение 2

 

Критерии и показатели неблагополучия семьи

 

Критерии

Показатели

Социально-экономический

Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частная смена мест трудоустройства.

Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток.

Расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.

Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.

Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.

Задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.

Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Медико- санитарный

Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.

Отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления.

Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер.

Неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.

Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

Социально-демографические

Родители со статусом лиц без определенного места жительства.

Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка).

Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.

Посещение родителями (одного из них) деструктивной секты.

Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогический

Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку.

Непосещение родителями учреждения образования, несмотря на неоднократные приглашения.

Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.

Насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.

Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминальный

Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. Организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). Вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. Наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. Отсутствие еды, пищи, тепла, крова.

Пропуски занятий, наличие вредных зависимостей, постановка на учет, уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений (преступлений), суицидальные попытки.

 

Разделы сайта